×
Экономика Экономика

Польша не помешает «Северному потоку-2»

По итогам заседания Вышеградской группы, состоявшегося на прошлой неделе, президент Польши Анджей Дуда заявил, что «Северный поток-2» «представляет угрозу для безопасности Украины, Словакии, Польши и ряда других европейских стран». Портал RuBaltic.Ru связался с представителем польской стороны и узнал, верно ли оценивает глава государства сложившуюся ситуацию. На вопросы отвечал польский политолог, директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш ПИСКОРСКИ:

— Господин Пискорски, как польские правящие элиты относятся к проекту «Северный поток-2»?

— Польские политики уже многие годы говорят о необходимости диверсификации источников импорта энергоресурсов. Одной из главных целей является замена российского импорта на покупку сжиженного газа из других государств, в первую очередь, стран Персидского залива. Для этого был построен СПГ-терминал в Свиноуйсьце. Впрочем, никто не обратил внимания, что газ, импортируемый из стран Персидского залива, намного дороже российского. Кроме того, катарскими предприятиями, добывающими газ, уже заключены долгосрочные контракты, у них нет соответствующих ресурсов, дабы обеспечить Польшу и другие европейские державы сжиженным газом.

В любом случае, сейчас у Польши заключен с «Газпромом» контракт до 2025 г.

Наши политические элиты пытаются сохранить польско-украинский контроль над экспортом российского газа в страны Западной Европы. Они хотят сохранить положение транзитных стран, что в определенном смысле дает возможность оказывать давление на Россию. Москва же пытается этого избежать.

Так что можно сказать, что большинство польских политиков обеспокоены, как и президент А.Дуда, планами строения газопровода «Северный поток-2». Они считают, что это является угрозой с точки зрения энергетической безопасности Польши. На мой взгляд, это ошибочная позиция.

— Почему Вы считаете ее ошибочной?

— Достаточно вспомнить 90-е годы. Польша тогда отказалась от строительства на своей территории второй ветки Ямальского газопровода. В начале 2000-х политики также отвергли предложение принять участие в развитии проекта «Северный поток-1», защищая не столько свои, сколько украинские интересы. Это было как раз во время российско-украинского газового кризиса в 2004–2005 гг. Страна отказалась даже рассматривать данный проект, хотя предложение поступило не от «Газпрома», а его голландских и немецких партнеров.

Видимо, у А.Дуды и его сторонников очень короткая память и они уже забыли, с чего начались все проблемы. Хотя почти все политики согласны с тем, что было бы лучше провести газопровод «Северный поток-2» через территорию Польши.

Но мы сами вычеркнули себя из числа стабильных транзитных партнеров для России.

— Призывая к отказу от «Северного потока», А.Дуда руководствуется в первую очередь экономическими или же политическими мотивами?

— Безусловно, политическими. Если бы он задумался об экономических мотивах, то предложил бы конструктивный выход из сложившейся ситуации: либо совместные инвестиции в построение второй ветки Ямальского газопровода через территорию Белоруссии и Польши, либо участие страны в «Северном потоке-2». Этого не произошло.

— На Ваш взгляд, нужен ли вообще «Северный поток-2» Европе? Чем чревато для Польши строительство этого газопровода?

— Считаю, что Польша должна участвовать на взаимовыгодных условиях во всех проектах, связанных с развитием газотранспортной системы. Страна имеет очень выгодное расположение на карте Европы и должна быть стабильным партнером для транзита российского газа.

К сожалению, из-за политических соображений мы упускаем такую возможность.

— В Польше меньше чем через две недели пройдут парламентские выборы. Есть хотя бы маленький шанс, что политики одумаются и Польша предложит свое участие в новом проекте?

— Вряд ли. Польская партийная система является почти двухпартийной. В ней доминирует сегодня партия «Гражданская платформа», а в оппозиции — «Право и справедливость». К сожалению, в плане восточной политики и позиции относительно России между ними фактически нет различий. Поэтому не стоит ожидать каких-то существенных перемен.

— Какими способами политики Польши будут — если будут, конечно — пытаться противодействовать воплощению проекта?

— Такими же, как и во время осуществления проекта «Северный поток-1». Лоббистская деятельность разных органов ЕС, сотрудничество с теми странами Балтийского региона, которые тоже могут как-то препятствовать воплощению проекта. Когда шли дискуссии о первой ветке газопровода, Польша тесно сотрудничала по этому вопросу со Швецией. Думаю, что и сейчас наше правительство вернется к идее такого взаимодействия. Помешать строительству они вряд ли смогут, но могут приложить руку к появлению определенных задержек. Экологические протесты поддерживать, например.

— Возможна ли реализация проекта газопровода в нынешней напряженной обстановке?

— Да, но будут определенные препятствия и попытки задержки. Но поскольку крупный бизнес Германии заинтересован в нем, рано или поздно проект будет осуществлен.

— Как строительство газопровода отразится на Украине?

— Украине стоило раньше об этом думать. Российское руководство и дирекция «Газпрома» уже многие годы говорят о том, что Украина в силу своей политической непредсказуемости является ненадежным партнером. В ближайшее время, думаю, она перестанет играть важную роль для экспорта российского газа.

— Эксперты опасаются, что при реализации «Северного потока-2» СПГ-терминал в Свиноуйсьце так и останется портом лишь национального уровня по причине невостребованности в Европе. Оправданы ли эти страхи?

— Я с самого начала строительства СПГ-терминала считал, что он не обоснован с экономической точки зрения. Были понесены огромные расходы, но никто должным образом не проанализировал перспективы развития газового рынка Европы. Никто не задумался о проблемах, которые могут возникнуть с заключением выгодных долгосрочных контрактов. На данный момент, если рассматривать разных поставщиков сжиженного газа, самый дешевый продукт предоставляет Россия. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров