×
Экономика Экономика

Россия осталась самым прибыльным направлением для транспортной сферы Украины

Источник изображения: 24tv.ua

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян объявил, что железнодорожное сообщение Украины с Россией прекращается «само по себе». Омелян лукавит: на посту министра он планомерно реализует задачу сокращения транспортных связей между Украиной и Россией. Определенные успехи у него имеются, однако российское направление по-прежнему является самым прибыльным для украинской железной дороги, а запрет прямого авиасообщения компенсируется ростом автобусных рейсов с Украины в Россию.

Последовательное сокращение с 2014 года связей между Украиной и Россией не обошло стороной транспортную отрасль. Целый ряд управленческих решений киевской власти привел к тому, что Украина, через территорию которой проходят восемь международных транспортных коридоров, не может полноценно реализовывать транзитный потенциал.

Транспортные услуги по-прежнему остаются одним из важнейших источников доходов Украины, но их удельный вес в структуре поступлений от экспорта продолжает сокращаться.

Резонансным решением правительства Яценюка стало прекращение в конце 2015 года авиасообщения с РФ вкупе с запретом российским авиакомпаниям совершать транзитные перелеты через территорию Украины, на что российская сторона ответила зеркально.

От этого решения выиграли только Беларусь, Молдова, Латвия, где осуществляют пересадки пассажиры, летающие между Украиной и Россией.

Месяц назад Росавиация предложила украинской стороне провести переговоры и восстановить авиационное сообщение. Киевские чиновники предложение ожидаемо проигнорировали. Ранее министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявлял следующее: «Я думаю, что мы восстановим авиасообщение с Россией только после возвращения Крыма, востока Украины и, надеюсь, Кубани и других украинских территорий, которые были захвачены Россией в свое время».

Идеей-фикс Омеляна является также прекращение железнодорожного сообщения с Россией.

В прошлом году министр подписал постановление о прекращении пассажирского железнодорожного сообщения с РФ, пообещав, что «в Москву будут ходить только медведи».

Однако для имплементации данного решения требовалось одобрение Кабмина, который не решился на такой шаг.

Недавно министр пожаловался, что политического решения о прекращении железнодорожного сообщения не будет. Тем не менее монополист железнодорожных перевозок «Укрзализныця» продолжает сокращать количество поездов в Россию, мотивируя это падением спроса.

В 2018 году были отменены прямые поезда и прицепные вагоны, которые курсировали в Россию из Ивано-Франковска, Черновцов, Кременчуга, Чернигова. С февраля 2019 года реже стали ходить поезда «Одесса — Москва» и «Хмельницкий — Москва», в мае состоится последний рейс поезда сообщением «Ковель — Москва».

Министр Омелян считает своей заслугой то, что в прошлом году количество поездок железнодорожным транспортом в страны ЕС превысило количество поездок в РФ.

Однако именно российское направление является наиболее прибыльным для «Укрзализныци»: поезда из Одессы, Киева, Львова до Москвы ежегодно приносят десятки миллионов гривен доходов железнодорожному монополисту, и даже поезд «Ковель — Москва» позволил украинской госкомпании заработать 30 млн (1,1 млн) гривен.

Отменяя поезда в РФ на фоне увеличения количества железнодорожных рейсов в ЕС, киевские власти вносят тем самым лепту в переориентацию миграционных потоков с Украины. Заинтересован в этом в первую очередь крупный европейский капитал, который насыщает рынок труда стран Евросоюза рабочей силой с Украины, что в конечном итоге позволяет уменьшать издержки на заработную плату и, как следствие, максимизировать прибыль.

С идеологической точки зрения, снижение уровня трудовой миграции в РФ и увеличение количества работающих в ЕС украинцев позволяют официальному Киеву обыгрывать тезис о безальтернативности европейской интеграции.

Монополизировав информационное поле, киевские власти действительно достигли определенных успехов.

Отдельные украинские чиновники, взяв пример с Омеляна, выступали с инициативами прекратить автобусное сообщение с РФ. К этому в прошлом году призывал Изет Гданов, первый заместитель представителя президента Украины в Автономной Республике Крым (приемная находится в Киеве).

Инициатива так и не была реализована, более того — в последние годы фиксируется увеличение количества автобусных рейсов в Россию, так как это наиболее дешевый способ для украинцев добраться в соседнюю страну.

Как бы там ни было, но с победой на президентских выборах Владимира Зеленского открывается окно возможностей для прагматизации межгосударственных отношений и восстановления полноценного транспортного сообщения между Украиной и Россией. Тем более что официальный Киев не отбросил идею встроиться в китайский проект «Нового Шелкового пути» (НШП), что невозможно в условиях обрыва транспортного сообщения с РФ.

Примечательно, что в первых числах апреля 2019 года по территории Украины прошел первый контейнерный поезд, проследовавший по маршруту НШП (рейс Шэньси, КНР — Эперешке, Венгрия). Потенциально НШП для Украины может стать одним из драйверов экономического роста, если новые украинские власти в сжатые сроки устранят факторы, препятствующие вовлечению страны в этот проект (конфликт в Донбассе, состояние инфраструктуры, конфронтация с РФ).

Заслуживает внимание тот факт, что в начале апреля в Министерство инфраструктуры Украины поступило письмо от Союза транспортников России с приглашением на заседание международного круглого стола в Москву, посвященного интеграционным процессам в транспортной сфере (также были приглашены Литва и страны ЕАЭС).

Министерство инфраструктуры Украины своих представителей на круглый стол не делегировало, но само приглашение уже стало показательным. Получается, у Киева еще есть возможности встроиться в евразийские интеграционные проекты, извлекая из них экономическую выгоду, пускай даже такое сотрудничество будет ограниченным в силу того, что Украина прочно вовлечена в сферу влияния Запада.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Бонус от Лукашенко: Латвия перехватывает у Литвы белорусский транзит
25 марта 2019
Клайпедский порт в Литве постепенно теряет белорусский транзит. Об этом заявил председатель правления «Латвийской железной дороги» Эдвин Берзиньш. По его словам, грузоотправители все больше предпочитают пользоваться услугами латвийских портов.
Литовский бизнес выступает против антироссийской политики Вильнюса
8 апреля 2019
Борьба официального Вильнюса с «российской угрозой» доставляет немало проблем частным компаниям.
Латвия столкнулась с дефицитом средств на ремонт дорог из-за урезания финансирования из ЕС
2 мая 2019
Ежегодное сокращение финансирования из фондов Евросоюза привело к тому, что дефицит средств на ремонт дорог в Латвии составил 4 млрд евро.
На Украине рассказали о прекращающемся железнодорожном сообщении с Россией
11 мая 2019
Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян сообщил, что железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Украиной прекращается само по себе.
Новости партнёров