Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян объявил, что железнодорожное сообщение Украины с Россией прекращается «само по себе». Омелян лукавит: на посту министра он планомерно реализует задачу сокращения транспортных связей между Украиной и Россией. Определенные успехи у него имеются, однако российское направление по-прежнему является самым прибыльным для украинской железной дороги, а запрет прямого авиасообщения компенсируется ростом автобусных рейсов с Украины в Россию.
Последовательное сокращение с 2014 года связей между Украиной и Россией не обошло стороной транспортную отрасль. Целый ряд управленческих решений киевской власти привел к тому, что Украина, через территорию которой проходят восемь международных транспортных коридоров, не может полноценно реализовывать транзитный потенциал.
Транспортные услуги по-прежнему остаются одним из важнейших источников доходов Украины, но их удельный вес в структуре поступлений от экспорта продолжает сокращаться.
Резонансным решением правительства Яценюка стало прекращение в конце 2015 года авиасообщения с РФ вкупе с запретом российским авиакомпаниям совершать транзитные перелеты через территорию Украины, на что российская сторона ответила зеркально.
От этого решения выиграли только Беларусь, Молдова, Латвия, где осуществляют пересадки пассажиры, летающие между Украиной и Россией.
Месяц назад Росавиация предложила украинской стороне провести переговоры и восстановить авиационное сообщение. Киевские чиновники предложение ожидаемо проигнорировали. Ранее министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявлял следующее: «Я думаю, что мы восстановим авиасообщение с Россией только после возвращения Крыма, востока Украины и, надеюсь, Кубани и других украинских территорий, которые были захвачены Россией в свое время».
Идеей-фикс Омеляна является также прекращение железнодорожного сообщения с Россией.
В прошлом году министр подписал постановление о прекращении пассажирского железнодорожного сообщения с РФ, пообещав, что «в Москву будут ходить только медведи».
Однако для имплементации данного решения требовалось одобрение Кабмина, который не решился на такой шаг.
Недавно министр пожаловался, что политического решения о прекращении железнодорожного сообщения не будет. Тем не менее монополист железнодорожных перевозок «Укрзализныця» продолжает сокращать количество поездов в Россию, мотивируя это падением спроса.
В 2018 году были отменены прямые поезда и прицепные вагоны, которые курсировали в Россию из Ивано-Франковска, Черновцов, Кременчуга, Чернигова. С февраля 2019 года реже стали ходить поезда «Одесса — Москва» и «Хмельницкий — Москва», в мае состоится последний рейс поезда сообщением «Ковель — Москва».
Министр Омелян считает своей заслугой то, что в прошлом году количество поездок железнодорожным транспортом в страны ЕС превысило количество поездок в РФ.
Однако именно российское направление является наиболее прибыльным для «Укрзализныци»: поезда из Одессы, Киева, Львова до Москвы ежегодно приносят десятки миллионов гривен доходов железнодорожному монополисту, и даже поезд «Ковель — Москва» позволил украинской госкомпании заработать 30 млн (1,1 млн) гривен.
Отменяя поезда в РФ на фоне увеличения количества железнодорожных рейсов в ЕС, киевские власти вносят тем самым лепту в переориентацию миграционных потоков с Украины. Заинтересован в этом в первую очередь крупный европейский капитал, который насыщает рынок труда стран Евросоюза рабочей силой с Украины, что в конечном итоге позволяет уменьшать издержки на заработную плату и, как следствие, максимизировать прибыль.
С идеологической точки зрения, снижение уровня трудовой миграции в РФ и увеличение количества работающих в ЕС украинцев позволяют официальному Киеву обыгрывать тезис о безальтернативности европейской интеграции.
Монополизировав информационное поле, киевские власти действительно достигли определенных успехов.
Отдельные украинские чиновники, взяв пример с Омеляна, выступали с инициативами прекратить автобусное сообщение с РФ. К этому в прошлом году призывал Изет Гданов, первый заместитель представителя президента Украины в Автономной Республике Крым (приемная находится в Киеве).
Инициатива так и не была реализована, более того — в последние годы фиксируется увеличение количества автобусных рейсов в Россию, так как это наиболее дешевый способ для украинцев добраться в соседнюю страну.
Как бы там ни было, но с победой на президентских выборах Владимира Зеленского открывается окно возможностей для прагматизации межгосударственных отношений и восстановления полноценного транспортного сообщения между Украиной и Россией. Тем более что официальный Киев не отбросил идею встроиться в китайский проект «Нового Шелкового пути» (НШП), что невозможно в условиях обрыва транспортного сообщения с РФ.
Примечательно, что в первых числах апреля 2019 года по территории Украины прошел первый контейнерный поезд, проследовавший по маршруту НШП (рейс Шэньси, КНР — Эперешке, Венгрия). Потенциально НШП для Украины может стать одним из драйверов экономического роста, если новые украинские власти в сжатые сроки устранят факторы, препятствующие вовлечению страны в этот проект (конфликт в Донбассе, состояние инфраструктуры, конфронтация с РФ).
Заслуживает внимание тот факт, что в начале апреля в Министерство инфраструктуры Украины поступило письмо от Союза транспортников России с приглашением на заседание международного круглого стола в Москву, посвященного интеграционным процессам в транспортной сфере (также были приглашены Литва и страны ЕАЭС).
Министерство инфраструктуры Украины своих представителей на круглый стол не делегировало, но само приглашение уже стало показательным. Получается, у Киева еще есть возможности встроиться в евразийские интеграционные проекты, извлекая из них экономическую выгоду, пускай даже такое сотрудничество будет ограниченным в силу того, что Украина прочно вовлечена в сферу влияния Запада.