В последние месяцы отношения Беларуси и Литвы резко деградировали. Вильнюс на официальном уровне провозгласил курс на блокирование Белорусской АЭС — проекта стратегического значения для Минска. На этом фоне Беларусь и Россия продолжают переговоры о переориентации транзита белорусских нефтепродуктов из литовских портов в российские. В интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru почетный консул Республики Беларусь в Клайпеде Николай ЛОГВИН рассказал об открывающихся возможностях и о последствиях ухода белорусских грузов из Литвы и стратегии Минска в отношении Вильнюса, ориентирующейся уже на следующего президента. Также консул не обошел вниманием и обвинения в адрес Беларуси в «присвоении истории Великого княжества Литовского»:
— Г‑н Логвин, как Вы оцениваете перспективы экономического сотрудничества Литвы и Беларуси на ближайшие 5–10 лет?
— Ближайшие соседи должны стремиться к тому, чтобы поддерживать максимально хорошие отношения. Поскольку Литва и Беларусь живут бок о бок, то я уверен, что сотрудничество двух республик будет развиваться в позитивном ключе. По крайней мере я надеюсь и считаю, что так должно быть. У стран очень большой потенциал для дальнейшего развития. Это касается и экономики, и культуры.
— Сегодня Клайпедский порт по праву называют морскими воротами Республики Беларусь. Какую роль играют и какой объем занимают белорусские грузы в деятельности порта?
— Около десяти лет назад Клайпедский порт был выбран в качестве стратегического объекта для экспорта белорусских грузов и развития белорусского капитала. Ключевое место занимают «Беларуськалий», владеющий 30% клайпедского Birių krovinių terminalas (БКТ), и ОАО «Гродно Азот». Последние очень продуктивно сотрудничают с ведущими литовскими стивидорными компаниями, такими как KLASCO и Bega. Львиную долю прибыли этим предприятиям приносит именно перевалка белорусского транзита.
Вот уже который год Клайпедский порт бьет рекорды — основной успех обеспечивают грузопотоки из Беларуси. Статистика свидетельствует о том, что перевалка белорусских грузов создает около 40% деятельности всего Клайпедского порта. Деятельность же самой гавани создает 6,5% всего ВВП Литвы.
Несложно предположить, что, если эти грузы уйдут, экономике Литвы будет нанесен серьезнейший удар.
— Как Вы относитесь к дискуссии о том, что Беларусь переориентирует свой транзит на российские порты? Может ли государство принять такие решения? И выгодна ли переориентация транзита грузов на российские порты?
— Кто платит деньги, тот умеет их считать. В теории грузы могут уйти, но в обозримом будущем это невыгодно. Несмотря на заявления президента Владимира Путина, Россия пока не может конкурировать с Клайпедским портом. Тем более что российские власти преимущественно говорят о нефти и наливных грузах, а в Клайпедском порту основную долю белорусских грузов (71,7% — прим. RuBaltic.Ru) занимают химические и минеральные удобрения. Нефть же идет на латвийские порты.
В начале октября я участвовал в мероприятиях Белорусской транспортной недели «Транспорт и логистика — 2017» в Минске. Присутствовавшие там эксперты и специалисты четко дали мне понять, что в ближайшей перспективе переориентировать грузы на Россию невозможно. Сегодня Россия говорит о готовности снизить тарифы на перевозки, но эта инициатива имеет лишь второстепенное значение. Основная составляющая — это быстрая перевалка, хранение, складирование, экспедирование и фрахт судов. По этим показателям Россия пока проигрывает в конкуренции с прибалтийскими портами. И это мы еще не говорим о расстоянии от Беларуси до российских портов на Балтике.
Теоретически, разумеется, переориентировать грузы в Россию возможно, но практически сделать это крайне сложно, хотя сейчас Беларусь и Россия активно работают в этом направлении, что должно принести свои плоды. Однако в ближайшем будущем белорусские грузы не покинут ни Литву, ни Латвию.
— 3 октября деловое сообщество Прибалтики облетела весть о том, что «Белорусская железная дорога» и «Латвийская железная дорога» подписали меморандум о развитии перевозок, в частности о грузовом экспрессе Минск — Рига. Таким образом, частью «Шелкового пути» становится не Литва, а Латвия... Почему Беларусь отдала первенство Латвии? Обусловлено ли это тем, что официальному Минску надоело выслушивать критику от руководства Литвы?
— Беларусь может переориентировать часть грузов на Латвию, такой вариант исключать нельзя, но есть одно «но». Дело в том, что основное место в Клайпедском порту занимают минеральные и химические удобрения. Тот же «Беларуськалий» инвестировал уже очень много, заключив долговременные соглашения. Бросать всё ради политики и уходить из Литвы крайне невыгодно, поэтому переориентировка этого сегмента белорусских грузов на Ригу или Вентспилс маловероятна.
Противоборство Литвы и Латвии развернется за новые грузопотоки и за китайский транзит, который пойдет через Беларусь. И вот здесь у латышей есть все возможности переиграть литовцев.
Я склоняюсь к тому, что руководство Беларуси сделает выбор в пользу Латвии по политическим мотивам. Сегодня Рига прилагает множество усилий к тому, чтобы укрепить партнерство с Беларусью. Кроме этого, власти Латвии, в отличие от первых лиц Литвы, не кричат о том, что строящаяся Белорусская АЭС несет «страшную» угрозу.
Соседи должны уметь договариваться, слушать и слышать друг друга. В этом смысле Латвия проявляет гораздо больше дружелюбия, нежели литовское руководство.
— На Ваш взгляд, почему президент Литвы Даля Грибаускайте стала ярым критиком Беларуси, хотя еще несколько лет назад была одним из первых лидеров ЕС, заявивших о необходимости конструктивного сотрудничества с Минском?
— Как я понимаю, речь идет о БелАЭС и недавних российско-белорусских учениях «Запад‑2017».
Риторика Грибаускайте в адрес руководства Беларуси очень жесткая и в некотором смысле оскорбительная, что накладывает отпечаток на двусторонние связи и тормозит сотрудничество.
На мой взгляд, определенные силы хотят вбить клин между ближайшими соседями и Литву выбрали в качестве орудия для нападок на Беларусь. Основной удар со стороны литовских властей направлен на БелАЭС, но мне это непонятно.
Как известно, Беларусь абсолютно открыта в этом отношении: Минск работает с Еврокомиссией, МАГАТЭ, международными организациями и у них не возникает претензий. Очевидно, литовскую сторону это не устраивает.
Более того, никаких претензий к строящейся БелАЭС нет и у литовских энергетиков. Критику мы слышим только от политиков, которые никак не связаны с атомной энергетикой и, по сути, ничего в этом не понимают.
Я очень надеюсь на то, что вскоре отношения Литвы и Беларуси вновь наладятся. Через два года в Литве пройдут президентские выборы. Вместе с уходом Грибаускайте должна измениться и внешняя политика. Новый литовский лидер должен осознать всю выгоду и естественную необходимость дружбы с ближайшим соседом в лице Республики Беларусь.
Уверен, что белорусское руководство это прекрасно осознаёт и готовится к работе уже с новым президентом, поэтому и воздерживается от резких заявлений в адрес Литвы. Я полагаю, что сегодня Беларусь думает на несколько лет вперед и работает на перспективу.
В белорусском деловом сообществе и властных кругах не идет речи о том, чтобы «закрыть Литву», исключив ее из списка ключевых партнеров. Сотрудничество продолжается. К сожалению, не так активно, как могло бы.
— В заключение хотелось бы поговорить о межкультурном сотрудничестве. Если с политикой и экономикой всё довольно непросто, то как с культурой? Возможно, проще?
— Да, но и здесь есть подводные камни. На уровне самоуправлений и общин, конечно, всё хорошо. Наши коллективы проводят различные фестивали, приезжают с гастролями в Беларусь. Наша община «Крыница» популяризирует белорусскую культуру, белорусские песни, белорусский язык, но на государственном уровне всё сложнее.
В последнее время у литовских политиков появилась мода обвинять Беларусь в «присвоении истории Великого княжества Литовского», хотя наследие этого уникального государственного образования принадлежит Литве ровно настолько, насколько и Беларуси.
Совсем недавно в общественном пространстве разразился скандал из-за высказываний министра культуры Литвы по поводу планов Национального академического большого театра оперы и балета Беларуси показать балет «Витовт»: литовский министр [культуры Лиана Руоките-Йонссон] назвала это «провокацией» и «пропагандой». Видите ли, по ее мнению, Беларусь использует культуру и конкретно образ князя Витовта «как инструмент мягкой силы»...
На мой взгляд, слышать такие заявления от человека, занимающего пост министра культуры, более чем странно. Вместо того чтобы наводить мосты и налаживать отношения между двумя странами, у которых так много общего, власти в очередной раз создали негативный фон.
Тем не менее потенциал у Литвы и Беларуси огромный, простые люди и бизнесмены это понимают. Хочется надеяться, что в скором времени это поймут и власти.Читайте также:
«Большая часть белорусских нефтепродуктов уйдет из Прибалтики в течение пяти лет»
Переключение белорусских грузов на порты России — вопрос экономики, а не политики