На днях страны Балтии буквально разозлили Еврокомиссию своей неспособностью договориться по вопросу создания регионального терминала сжиженного природного газа. Ещё весной прошлого года Эстония попыталась получить энергетическую независимость от России, заключив договор с Финляндией о строительстве эстонско-финского газопровода Balticconnector. О месте установки терминала так и не договорились, а ЕС в итоге отказал в финансировании строительства газопровода. В связи с чем теперь появился риск одностороннего выхода финнов из проекта. Пойдёт ли Эстония на сотрудничество с Россией? Или продолжит невыгодную сделку с Литвой, закупая топливо из клайпедского СПГ-терминала? И может ли этот терминал получить статус регионального? Об этом порталу RuBaltic.Ru рассказал профессор Высшей школы предпринимательства Mainor, доктор экономики Ханон БАРАБАНЕР:
- Г-н Барабанер, как Вы оцениваете в целом перспективу строительства эстонско-финского газопровода Balticconnector?
- С одной стороны, строительство газопровода – это всегда плюс, поскольку появляется дополнительная возможность поступления каких-то квот на энергоресурс. С другой, конечно, всегда есть опасность, связанная с тем, что, во-первых, само поступление энергоресурсов сегодня всё больше и больше приобретает политические аспекты, а во-вторых, потребность в энергоресурсах меняется в зависимости от состояния экономики. Поэтому, в принципе, когда идёт речь о строительстве какого-либо газопровода, необходимо рассматривать достаточно длительный период и проводить прогнозирование возможного энергопотребления.
- Что Вы подразумеваете под «политическими аспектами»?
- Я имел в виду, что здесь необходимо рассматривать два состояния – это состояние текущее и состояние будущего. Лично я отношусь к числу осведомлённых оптимистов, которые считают, что улучшение отношений на европейском континенте в будущем неизбежно связано с Европейским союзом и Россией. А вот текущее состояние и воздействие неких приходящих обстоятельств может данный процесс затормозить.
Но в целом я убеждён, что экономическая зависимость ЕС от России и России от ЕС — это абсолютно объективный фактор.
- Да, но при этом страны Балтии хотят получить энергетическую независимость от России, к примеру, Эстония. Как намерен действовать Таллин в случае отказа ЕС поддержать прокладку газопровода Balticconnector?
- Если говорить об экономической оценке, то российский газ будет для Таллина предпочтительнее.
- То есть Эстония, несмотря на нынешнюю политическую обстановку, смогла бы последовать примеру Латвии, которая весной этого года предпочла сотрудничество с «Газпромом», а не с СПГ-терминалом, установленным в дружественной ей Литве?
- Думаю, что да.
- А как сейчас вообще обстоят дела с клайпедским СПГ-терминалом? Его первый коммерческий год заканчивается 30 сентября 2015 г. Много ли заинтересованных в его дальнейшей деятельности?
- Вы знаете, есть такая игра — покер, где очень важно показать своё равнодушие, даже если в действительности всё плохо. Поэтому заинтересованных достаточно.
- Насколько реальна, на Ваш взгляд, перспектива приобретения клайпедским терминалом статуса регионального, учитывая, что страны Балтии никак не могут договориться между собой?
- Три наши балтийские страны практически аналогичны, по крайней мере, по структуре экономики, да и по экономическим стремлениям в целом. И в силу этого договориться действительно сложно, поскольку каждая сторона не только что-то приобретает, но и что-то теряет. Успех договорённости зависит от того, насколько профессиональный возобладает подход над узкополитическим.
На самом деле, ситуация такова, что экономика Балтийского региона весьма энергоёмка (в силу тех же климатических условий). Поэтому потребность в региональном терминале будет всегда.
Пока мы видим, что все прилегающие к России страны заинтересованы в этом. Если объективно говорить, то по экономическим разумениям, если субъективно, то — по политическим.
- Как Вы считаете, суждено ли балтийским странам в ближайшем будущем достигнуть энергетической независимости от российских источников поставки газа?
- Я убеждён, что связь с российскими энергоресурсами ещё долгое время во многом будет определять экономическую составляющую стран Балтии.