Чем ближе к завершению строительство АЭС в белорусском Островце, оператором которой является российская корпорация «Росатом», тем более изощренными становятся фантазии литовских властей о том, как можно навредить Москве.
Пуск первого из трех энергоблоков новой станции запланирован на конец 2018 года. Все они принадлежат к принципиально новому поколению энергоустановок — водо-водяным корпусным энергетическим ядерным реакторам семейства ВВЭР‑1200. Инновационные энергоблоки поколения «3+» являются высокопроизводительными, долговечными и безопасными, полностью соответствуя разработанным после катастрофы в Японии на АЭС Фукусима в 2011 году новым требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
В проекте нового реактора впервые реализованы принципиально новые технологические наработки: система пассивного отвода тепла, а также «ловушка» расплава. Первая обеспечивает длительный отвод тепла от активной зоны реактора в условиях отсутствия всех источников электроснабжения. Вторая предназначена для локализации и охлаждения расплава активной зоны реактора в случае гипотетической аварии.
При этом конструктивной особенностью пассивных систем безопасности станции является их способность функционировать даже в случае полной потери электроснабжения. По сути, они призваны выполнять все функции обеспечения безопасности без участия активных систем и вмешательства оператора.
Эти передовые разработки успешно внедрены в России на Нововоронежской АЭС, где с 2016 года функционирует реактор нового поколения.
Теперь эти не имеющие в мире аналога технологии будут внедрены и на Белорусской АЭС (БелАЭС), что позволит Союзному государству России и Белоруссии сделать инновационный рывок в промышленном развитии.
Литва же, которая добровольно отказалась от собственного энергетического суверенитета, закрыв в угоду ЕС крупнейшую на тот момент в Европе Игналинскую АЭС (ресурс эксплуатации станции был рассчитан до 2035 года), крайне болезненно относится к успехам своих соседей.
Что только не предпринимали за последнее время! Президент Литвы Даля Грибаускайте сделала борьбу с БелАЭС одним из внешнеполитических приоритетов, добиваясь от Евросоюза ее бойкота. Сейм Литвы признал станцию угрозой национальной безопасности, законодательно запретив правительству какие-либо переговоры с Белоруссией по вопросу поставок электроэнергии.
Параллельно Вильнюс предпринимал попытки вовлечь соседей по региону в активную борьбу за недопущение «второго Чернобыля». Всё тщетно. В МАГАТЭ заявили, что станция отвечает всем требованиям ядерной безопасности, а в ЕС подчеркнули, что Литве следует прежде всего вести диалог со своим соседом, а не добиваться общеевропейского бойкота, закрывая глаза на европейский принцип свободы конкуренции.
Итогом такой недружественной политики стали испорченные отношения с Минском, который приступил к проработке вопроса переориентации текущего грузопотока через Клайпеду в пользу российской портовой инфраструктуры.
Россия для этого создала необходимые условия — предоставила 50‑процентную скидку на транзитные перевозки белорусских нефтепродуктов с Мозырского и Новополоцкого НПЗ в направлении портов на северо-западе России. Сегодня полным ходом идут отраслевые переговоры на уровне администраций железных дорог и портов.
Фиаско литовских властей в борьбе с Белорусской АЭС и издержки недружественной политики заставили литовские власти искать «виновных» с целью оправдания своей провальной внешней политики. И в качестве цели была избрана осуществляющая в Литве ряд проектов корпорация «Росатом», а точнее немецкая компания Nukem Technologies (принадлежит структурам «Росатома»). Отправной точкой для развязанной Литвой информационной кампании стало заявление председателя Комитета Сейма по национальной безопасности и обороне Витаутаса Бакаса о необходимости расторгнуть договор об оказании услуг по демонтажу Игналинской АЭС.
«Если мы говорим, что поддерживаем санкции Запада в отношении России и ее компаний, то возникает вопрос, почему деньги ЕС мы платим российской компании, вместо того чтобы пригласить эффективно работающие западные компании», — отметил Бакас.
В качестве предлога парламентарий призвал использовать вступивший в силу в марте закон «О стратегическом значении компаний в Литве», который позволяет «защитить стратегические объекты от подрядчиков, вызывающих сомнения».
Nukem Technologies, выполняющая на Игналинской АЭС работы по строительству комплексов обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, имеет все шансы попасть в разряд неблагонадежных.
Вместе с тем реализовать «коварный замысел» литовским властям будет непросто, с учетом того что компанию для работ на Игналинской АЭС выбирали в ходе международного тендера по правилам Европейского банка реконструкции и развития. Именно доноры, выделяющие деньги на эти работы, сделали выбор в пользу Nukem Technologies.
Во всей этой истории также обращает на себя внимание то, что заявление Бакаса совпало по времени с озвученным главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером решением о выделении нового транша на дальнейшие работы (полный вывод Игналинской АЭС из эксплуатации должен завершиться к 2038 году). Ранее же глава Министерства энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас заявлял о том, что «вывод АЭС из эксплуатации идет в соответствии с утвержденным ЕК графиком и планом, согласно которому на сегодняшний день выполнено около 40% всех демонтажных работ».
Так почему Литва вознамерилась разорвать отношения с надежно зарекомендовавшей себя компанией? Причем литовские власти готовы это сделать в самый технологически сложный момент выгрузки отработанного топлива из обоих блоков Игналинской АЭС? Ведь это крайне безответственно, ведь при замене подрядчика на этой стадии повышается риск внештатных ситуаций. Кроме того, новому подрядчику будет крайне сложно продолжить работы, ведь текущий проект разрабатывался под конкретную АЭС с конкретными радиоактивными отходами и конкретным состоянием отработавшего ядерного топлива. Под Игналинскую АЭС подбиралась система переработки радиоактивных отходов, а для сухого хранилища заказывались и изготовлялись специальные контейнеры.
С расторжением контракта с Nukem Technologies правительство Литвы должно будет взять на себя ответственность за безопасность собственных граждан. Однако стремление переписать европейские контракты на свои компании, а также возможность надавить на «российскую угрозу» при подготовке к выборам президента могут взять верх. Ведь, как известно, самый лучший способ мобилизовать население на «правильное» голосование — это запугать неминуемым вторжением «врага», почву для которого и готовят такие российские «агенты влияния», как Nukem Technologies.