На минувшей неделе, в ходе Саммита стран Вышеградской четверки, главы Чехии, Польши, Словакии и Венгрии выступили против запланированного Газпромом строительства газопровода «Северный поток-2». Инициатором и «идеологом» вышеградского «протеста» ожидаемо стал президент Польши Анджей Дуда, настаивающий на том, что сопротивление строительству газопровода должны оказать все без исключения страны
Соглашение по строительству газопровода «Северный поток-2» Газпром подписал с европейскими энергокомпаниями еще 31 августа текущего года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Краткое резюме смысла проекта: Германия станет основным центром распределения российского газа в Европе и, по сути, позволит отказаться от транзита «голубого топлива» через Украину и Польшу.
Однако в речах президента Анджея Дуды, наиболее активно призывающего к протесту против газопровода, вопросы экономических потерь от утраты транзита не фигурируют вовсе. Глава Польши не скрывает, что противление проекту «Северный поток-2» является для него политическим, несмотря на то, что его партнеры по Вышеградской группе настаивают на первоочередности экономики. Например, для Словакии, одной из первых поддержавшей Польшу в протесте против «Северного потока-2», экономические потери
Безусловно, экономические потери Польши от реализации проекта «Северный поток-2» были бы также значительными — составили бы сотни миллионов злотых.
Однако заботит президента Дуду не то, что Варшава больше не будет получать доход от транзита российского газа, а то, что «Северный поток-2» поставил бы крест на попытках Польши изменить свою политическую роль в ЕС.
В последнее десятилетие официальная Варшава с различным успехом демонстрировала попытки стать энергетически значимым в ЕС государством.
В Польше безуспешно, но все же совершались неоднократные попытки сланцевой революции. В Республике ведется добыча нефти — на минувшей неделе польская компания Lotos Petrobaltic начала пробную добычу из нового месторождения, которое оценивается в 3,5 миллиона тонн, что позволит Польше увеличить добычу «черного золота» на 40%. Кроме того, официальная Варшава не оставляла в стороне и вопрос увеличения объемов импорта сжиженного газа из «нероссийских источников».
До конца года в польском городе Свиноуйсьце будет запущен терминал для сжиженного газа (из Катара). Планируется, что этот терминал позволит Польше принимать от 5 до 7,5 млрд куб. м газа в год.
Инвестиция в проект являлась частью плана Варшавы по уменьшению зависимости от российского газа и созданию возможности транзита «голубого топлива» из Польши в другие государства
Остальные подоплеки имеют также характер внешнеполитический.
Во-первых , важен фактор Украины,ведь выражая протест Северному потоку, Польша косвенно оказывает поддержку официальному Киеву. При случае Варшава отметит, что даже «защищает» молодую демократию.
Внешнеполитическую игру президент Польши начал и в ближайшее время явно совершит тур по странам региона в поисках сторонников.
Стоит внимания также аспект внутриполитический, в вопросе противления строительству газопровода «Северный поток-2» президент А.Дуда находится в оппозиции правительству Польши. Сейчас президент Польши и правительство представляют антагонистически друг к другу настроенные политические силы, поэтому ни о каком единстве в вопросах внешнеполитического и внутриполитического характера между ними речи идти не может.
Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына уже высказался в поддержку немецкой позиции по «Северному потоку-2»,
Так или иначе, вопрос строительства «Северного потока-2» для Польши, в отличие от большинства стран ЦВЕ, является внешнеполитическим как на уровне декларативном, так и на уровне фактическом. Никаких реальных шагов по противлению строительству газопровода Польша сделать не в состоянии, но на международной арене региона закрепить имидж борца с «имперским» российским газом такой протест, безусловно, «поможет».