Атомная энергетика Украины стала пространством гибридного противостояния России и США. После майдана присутствие «Росатома» на украинском энергетическом рынке последовательно сокращается, а присутствие американцев искусственно увеличивается. При этом финансовые потери и экологические риски не дают Киеву окончательно отказаться от сотрудничества с Россией в атомной сфере.
На волне избрания Виктора Януковича президентом Украины в 2010 году казалось, что атомная энергетика Украины обрела второе дыхание.
В эпоху Януковича было активизировано сотрудничество с «Росатомом» и «ТВЭЛ», что вылилось в подписание контрактов на возведение двух новых блоков Хмельницкой АЭС и постройку завода по производству ядерного топлива под Кировоградом, чья проектная мощность превышала потребности Украины, следовательно, часть продукции можно было бы отправлять на экспорт.
Кардинальным образом ситуация поменялась в 2014 году, когда началось последовательное сокращение связей с Россией во всех сферах.
Контракты с «Росатомом» и «ТВЭЛ» были расторгнуты, при этом никакой альтернативы для реализации тех проектов киевские власти так и не нашли.
В 2016 году Министерство энергетики и угольной промышленности Украины контактировало с Казахстаном. В планах было построить в Казахстане завод по производству тепловыделяющих сборок, а также наладить поставки из страны урана.
Ничего из этого реализовано не было.
Сказался тот факт, что наладить с Астаной сотрудничество в обход Москвы стало проблематично.
В 2018 году велись переговоры о продаже доли «ТВЭЛ» в проекте ЧАО «Завод по производству ядерного топлива» (тот самый проект завода в Кировоградской области) китайской компании China Nuclear Fuel Corporation. Но до сегодняшнего дня сделка не состоялась. Быть может, этот вопрос актуализируется с началом нового политического цикла, после парламентских выборов и формирования нового состава Кабмина.
У Китая очень длинный горизонт планирования, при этом особого желания тесно сотрудничать с властью Порошенко — Яценюка — Гройсмана китайская сторона не демонстрировала.
После Евромайдана киевские власти взяли курс на сокращение доли российского ядерного топлива компании «ТВЭЛ» на украинских АЭС, замещая его топливом американской компании Westinghouse, которое поставляется с расположенного в Швеции завода.
Первые контракты с Westinghouse на поставки ядерного топлива для украинских АЭС были подписаны еще в эпоху президента Виктора Ющенко, связанного с Вашингтоном системой персональной лояльности.
При этом использование в спроектированных в советское время ядерных реакторах топлива Westinghouse повышает технологические и экологические риски.
Не говоря даже о том, что оно дороже российских аналогов.
Но, несмотря на усиливающуюся конкуренцию со стороны Westinghouse, Россия по-прежнему крупнейший поставщик ядерного топлива на Украину; только в 2018 году она экспортировала украинской стороне топлива на 374,2 млн долларов.
Доля российского «ТВЭЛ» от общего объема использованного Украиной ядерного топлива за прошлый год составила 71,6%, остальное пришлось на долю Westinghouse.
Кроме того, в конце 2018 года был еще на пять лет продлен контракт с «Росатомом», истекавший в 2020 году.
В то же время в планах Минэнергоугля Украины — довести показатель использования топлива Westinghouse до 55% от общего объема. В том числе для этого в Чернобыльской зоне возводится Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ), эксплуатация которого, согласно проекту, начнется со следующего года.
Подряд в 1,4 млрд долларов на строительство ЦХОЯТ, куда будет вывозиться отработанное топливо Westinghouse, заполучила американская компания Holtec International. Пока же отработанное топливо Westinghouse находится на пристанционных хранилищах, а топливо «ТВЭЛ» вывозит «Росатом», утилизируя его на территории России.
Остро стоит вопрос обновления материально-технической базы украинских АЭС, ведь 12 из 15 энергоблоков отработали более 30 лет.
К 2018 году у десяти энергоблоков окончились проектные сроки эксплуатации. Хоть их и продлили еще на 10–20 лет, но в ряде случаев это была сугубо техническая пролонгация без строгого соблюдения всех необходимых процедур.
С 2014 года на Украине растет количество аварийных остановок энергоблоков, антирекорд установлен в 2017 году, когда было зафиксировано 11 подобных случаев.
НАЭК «Энергоатом», оператор украинских АЭС, испытывает дефицит финансовых ресурсов, объясняя это тем, что регуляторы в сфере энергетики занижают тарифы на отпуск произведенной на АЭС электрической энергии (особенно на фоне установленных тарифов для угольных ТЭС и ГЭС). Ситуация усугубляется коррупцией в «Энергоатоме», факты которой, пускай лишь частично, вскрыло Национальное антикоррупционное бюро Украины за последние годы.
Тем не менее альтернатив продлению эксплуатационных сроков АЭС, где операционная себестоимость производства электроэнергии наиболее низкая по сравнению с другими типами генерации, у Украины нет. Причина в том, что Украина не располагает крупными запасами углеводородов и необходимыми мощностями в гидроэнергетике, а «зеленая» энергетика не является экономически эффективной.
Едва ли можно будет обойтись без сотрудничества с «Росатомом» и международными финансовыми институциями для поддержания функционирования украинских АЭС в среднесрочной перспективе.
В свою очередь, Евросоюз вряд ли будет настаивать на принудительном закрытии украинских атомных электростанций, как это было в случае с Литвой. Две из четырех функционирующих украинских АЭС (Ровенская и Хмельницкая) проектировались в том числе для обеспечения потребностей стран Варшавского договора, и до сих пор Польша и Венгрия импортируют произведенную Украиной электроэнергию.
Вероятно, Евросоюз, где в долгосрочной перспективе по экологическим причинам будут сокращать мощности АЭС, сохранит за Украиной роль резервного поставщика электроэнергии.