11 февраля в Калининграде прошел круглый стол «Ответственная экологическая политика в Балтийском регионе». Ученые и экологи собрались, чтобы оценить риски для окружающей среды, исходящие от крупных инфраструктурных проектов, которые планируют реализовывать соседи.
Открывая дискуссию, председатель правления Фонда «Природа», к.п.н. Мирзега Абдуселимов отметил, что новые экологические угрозы региона связаны с литовскими проектами в сфере энергетики и транспорта. Это, в частности, большой подвесной мост через Куршский залив, соединяющий Клайпеду с Куршской косой, проект по углублению акватории клайпедского порта и разработка скважин сланцевой нефти и газа.
«Объединяет эти проекты одно: решения всегда принимались без учета мнения и интересов жителей как приграничных регионов, так и территорий, на которых проекты пытаются реализовать», - сказал Абдуселимов.
Таким образом, природа и большое количество людей могут стать заложниками политических игр и односторонних решений, продиктованных сиюминутной конъюнктурой.
В центре внимания оказалась Куршская коса, уникальный биосферный заповедник, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Одна часть косы находится на территории Литвы, другая располагается в Калининградской области России. На российской части организован национальный парк с особым режимом пропуска, куда можно проехать на автомобиле или автобусе. Связь с литовской частью косы осуществляется посредством паромной переправы.
Людмила Поплавская, замдиректора воспроизводства и сохранения лесов и научной деятельности национального парка «Куршская коса», сообщила, что ни парк, ни Минприроды до сих пор не получали никаких планов и официальных документов с литовской стороны. Минприроды РФ обратилось в ЮНЕСКО. Там, в свою очередь, выразили крайнюю озабоченность тем фактом, что Литва одобрила проект моста. В ЮНЕСКО предупредили о неблагоприятном влиянии на окружающую среду и попросили временно заморозить дальнейшие инфраструктурные проекты в зоне косы, в том числе — СПГ-терминал. Национальный парк призвал привлечь как можно больше сторон для переговоров. «Больше всего нас беспокоит изменение облика Куршской косы в связи со строительством», - заявила Поплавская.
Запуск моста неминуемо приведет к увеличению нагрузки на косу за счет резкого увеличения посещений, особенно на автотранспорте. «Нужно ограничивать количество автомобилистов на Куршской косе. Их увеличение приведет к деградации ландшафта, - уверена Наталья Митина, д.г.н., профессор, ведущий сотрудник водных проблем РАН. - Непонятно, для чего Литве вообще нужен мост. Зачем им это? Они же так и по себе ударят». Ее поддержал заслуженный эколог России, глава рабочей группы по охране окружающей среды Общественной палаты Калининградской области Феликс Алексеев. Он подчеркнул, что Куршская коса и безо всякого моста значительно перегружена, потому что не была рассчитана на такое количество автомобилей. Появление моста лишь усугубит ситуацию.
Алексеев сказал, что идея построить мосты родилась в Литве не из-за чаяний жителей косы, а для того, чтобы ограничить судоходство в районе возведения стационарного СПГ-терминала.
Директор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ Сергей Рекеда напомнил, что и с литовской стороны высказывались большие сомнения относительно моста. В частности, против выступали бывший литовский вице-министр охраны окружающей среды Алмантус Пяткус и директор литовского национального парка «Куршская коса» Аушра Фесер.
Рекеда пояснил, что проект моста составляет часть отдельной политико-экономической стратегии Литвы, концепции энергетической независимости. «Явление это довольно парадоксальное. Вопросу экологии в разное время здесь придавалось разное значение. На заре независимости экология в Литве имела важное значение: страна собиралась интегрироваться в западное энергетическое пространство. Под экологическими предлогами закрывали Игналинскую АЭС, - сказал Рекеда. - Затем произошел поворот, и решили строить новую АЭС. Если Игналинки боялись из-за «чернобыльского» реактора, то для Висагинской АЭС предложили другой, «фукусимский».
Планы соорудить мост на косу неразрывно связаны с работой СПГ-терминала и углублением дна клайпедского порта. Заместитель начальника директора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач объяснил, как Литва из довольно самодостаточной в энергетическом плане страны стала лидером по энергодефициту. «Чтобы добиться реальной независимости, нужно будет полностью загрузить терминал и отказаться от загрузок российского газа, а это непросто. Потому что есть проблемы на рынке СПГ. Его не так много. И это — дорогая история с точки зрения инвестиций», - сказал он.
Александр Соловьянов, д.х.н., академик РАЕН и директор Института экономики природопользования и экологической политики подчеркнул, что добыча сланцевого газа является очень ресурсозатратной. Она проводится путем гидроразрыва пласта, а это очень водоемкий процесс: для того, чтобы произвести гидроразрыв, требуются сотни кубометров чистой пресной воды. Рентабельность также оставляет желать лучшего. «Потери сланцевого газа заметно выше, чем потери при добыче традиционного газа», - отметил Соловьянов. Кроме того, при добыче в почву выбрасывается много загрязняющих веществ. «Частота заболеваемости населения выше, если оно находится вблизи добычной скважины. Заболевания самые разные — страдают органы дыхания, кровотворения, пищеварения, суставы и так далее», - продолжил эксперт. Аварийность также высока. Случаются выбросы газа, возгорания, взрывы. Для иллюстрации различных ЧП Соловьянов привел случаи из США, считающихся родиной «сланцевой революции».
В итоговой резолюции участники круглого стола поддержали рекомендации ЮНЕСКО приостановить развитие работы по мосту и расширению Клайпеды до полной оценки последствий для окружающей среды. Они призвали к широкому международному диалогу по вопросам освоения месторождений сланцевого газа и нефти на территории Балтийского региона.