×
Экономика Экономика

У Литвы остался последний шанс на развитие

Источник изображения: Gandex.RU

Ближайшие четыре года могут стать для Литовской Республики последними годами стабильного существования. Переориентация российского транзита, отсутствие промышленного комплекса и окончание дотационного периода ЕС в 2020-м полностью взорвут социально-экономическую обстановку в стране изнутри. Однако выход есть.

В мае 2004 года независимая Литовская Республика обрела покровителя в лице Европейского союза. По итогам референдума, проведённого за год до этого, большинство населения страны безоговорочно поддерживало идею евроинтеграции и надеялось на светлое «западное» будущее. Увы, но в то время мало кто понимал, что вступление Литвы в ЕС сулит республике отнюдь не безоблачное существование.

За участие в Союзе Вильнюс ежегодно выплачивает в европейскую казну порядка 150–300 млн евро.

Наиболее неблагоприятным последствием стало обретение экономической зависимости от нового партнёра. За участие в Союзе Вильнюс ежегодно выплачивает в европейскую казну порядка 150–300 млн евро. Однако деструктивное воздействие на экономику республики оказывают не «пошлины», а те дотации, которые страна получает от европейских партнёров. По данным Eurostat, за последние 5 лет объём денежных вливаний в Литву составил около 2 млрд евро. Ежегодно субсидии Евросоюза составляют 4,4% от ВНД республики. На фоне более крупных реципиентов, таких как, например, Венгрия или Чехия, материальная поддержка Вильнюса может показаться несущественной. Однако не стоит забывать, что республика прочно закрепилась в ТОП-10 стран, наиболее зависимых от помощи ЕС. В 2020 году, когда официально закончится очередной дотационный период, этот факт может заставить экономику Литвы «подустать». А вместе с ней окончательно «приляжет отдохнуть» и без того уставшее население страны. 

Конечно, Евросоюз может возобновить субсидирование, только вот будет ли оно в полной мере соответствовать потребностям Вильнюса и не пойдёт ли вразрез с возможными изменениями политики Брюсселя?

В ближайшие несколько лет Россия планирует полностью переориентировать транзитные перевозки на отечественные морские порты. Для Литвы это означает потерю подавляющего большинства прибыли, даже скорее критического большинства. В среднем доля России в товарообороте Литвы составляет порядка 25%. Если учесть тот факт, что деятельность Клайпедского порта формирует 18% ВВП страны, прекращение двустороннего сотрудничества запустит серьёзные волны по глади литовской экономики. Русские компании, прекратив транзитные перевозки, существенно снизят нагрузку на литовскую портовую инфраструктуру, что, в свою очередь, повергнет экономику государства в шоковое состояние. Страна, держащаяся исключительно на транзите и евродотациях, теряет одну из основных статей дохода. Причём компенсировать убытки возможности не представится. Так исторически сложилось, что структура промышленного комплекса Литвы не предполагает наличия каких-либо крупных экономически эффективных отраслей, кроме единственного морского порта.

Судя по сигналам из Москвы и Брюсселя, визуализируется эта печальная картина к 2018–2020 гг. Тем не менее надежды литовского населения на счастливое будущее всё-таки могут оправдаться.
Новый шёлковый путь — транспортный маршрут для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы.
Новый шёлковый путь — транспортный маршрут для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы.

Спасительной соломинкой выступает потенциальное подключение прибалтийской морской инфраструктуры к трансконтинентальным торговым путям. Речь идёт о китайском проекте «Нового Шёлкового пути», северный маршрут которого как раз проходит через бывшие советские республики. Однако он также затрагивает Казахстан, Белоруссию и, самое главное, Россию. Если правительство Литвы примет адекватное решение оживить экономику страны за счёт сотрудничества с Китаем, закоренелым «русофобам» придётся принципиально изменить идеологическую составляющую, отказываться от антироссийской риторики, признавать ЕАЭС и, мягко говоря, саботировать вашингтонскую стратегию в Евразии. Заключается она, кстати, в идеологическом и экономическом делении Европы на страны Евросоюза и Россию с её союзниками. Делается это в целях недопущения формирования геополитических и геоэкономических центров тяжести на Евразийском континенте. Очевидно, что сотрудничество Москвы и Вильнюса в рамках «Шёлкового пути» может испортить планы истинных демократов. Вопрос лишь в том, решится ли Литва пойти против воли Вашингтона.

Учитывая недавний приход к власти новой внесистемной политической силы, внешнеполитический вектор республики вполне может измениться в сторону России. Особенно в преддверии явного экономического фиаско. Тем не менее глобального потепления двусторонних отношений можно ожидать лишь после ухода с литовской политической арены хотя бы большинства подконтрольных США политиков. И это отнюдь не из области фантастики. В конечном итоге антироссийскими призывами население животы не наполнит, а напряжение растёт день ото дня – спасает от взрыва только растущий поток трудовой эмиграции, но и этот ресурс не вечен.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров