Оператор газотранспортной системы Литвы Amber Grid намерен взять многомиллионный кредит для финансирования строительства интерконнектора с Польшей. Ожидается, что деньги на «особо выгодных» условиях предоставит Европейский инвестиционный банк (EIB). Но возвращать их все равно придется, а перспективы окупаемости газопровода GIPL выглядят крайне туманно. Скорее всего, вместо прибыли он будет приносить Литве моральное удовлетворение от осознания того факта, что ее газовый рынок отныне соединен с Европой.
В 2016 году польско-литовский трубопровод протяженностью 534 километра попал в список важных региональных проектов ЕС в сфере распределения газа. «Свободное движение энергии», — так описывал инвестиционные цели GIPL экс-глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
То есть важен сам факт того, что у Польши и Литвы появляется возможность обмениваться энными объемами «голубого топлива». Но будут ли они это делать?
Очевидно, поляки воспринимают GIPL как сухопутный отвод газопровода Baltic Pipe, который свяжет их страну с газовыми месторождениями на норвежском шельфе. Если Варшава продолжит сотрудничество с «Газпромом», то у нее появятся лишние объемы газа.
Почему бы не попытаться сбыть их на Украине или в Прибалтике?
Литва вынашивает совсем другие планы. Власти республики полагают, что газ потечет в обратном направлении. «При благоприятных условиях GIPL может использоваться для поставок газа в Польшу и другие страны ЕС, а после применения дополнительных технических решений возможны также поставки на Украину или в Беларусь», — сообщает министерство энергетики Литвы.
Здесь все логично: в Клайпеде стоит СПГ-терминал, мощность которого с лихвой покрывает потребности всей Прибалтики.
Поэтому в лишнем газе Литва не нуждается — ей бы найти рынки сбыта для собственных излишков.
Но Польша, мягко говоря, не самый подходящий вариант. У нее с энергоснабжением тоже все в порядке: есть и трубопроводные поставки «Газпрома», и СПГ-терминал в Свиноуйсьце, который поляки собираются расширять.
В перспективах — строительство еще одной регазификационной установки.
Даже если Варшава действительно откажется от продления Ямальского контракта с Россией, поставки по альтернативным маршрутам полностью закроют ее потребности. Вопрос только в цене.
Как бы то ни было, Литва с ее «заманчивыми» предложениями в эту схему не вписывается.
Идея использовать GIPL для поставок литовской продукции в Беларусь и на Украину вообще выглядит абсурдно.
Достаточно просто взглянуть на карту, чтобы оценить экономическую привлекательность маршрута. «Голубое топливо» пройдет сначала через литовских, затем через польских посредников. И те, и другие не упустят возможность получить хорошую транзитную ренту. Какой ценник в итоге получат конечные потребители, страшно даже представить.
«Строящаяся сейчас инфраструктура предназначена для несколько других целей — для соединения нашего газового рынка с Польшей, с Европой. Но, если будет необходимо и будет взаимный интерес, ее можно использовать и для поставок газа в Беларусь», — прямо заявлял глава литовского Минэнерго Жигимантас Вайчюнас.
Самое забавное, что через GIPL и польский коридор Беларусь может закачать… российский газ. Как известно, СПГ-терминал в Клайпеде активно закупает продукцию «Новатэка».
Вот и получается схема в лучших традициях литовской «энергонезависимости»: часть прямых поставок априори более дешевого трубопроводного топлива Беларуси предлагают заменить мутной схемой поставок СПГ из той же России.
В лучшем случае Александр Григорьевич Лукашенко вежливо откажется (хотя здесь не грех и матом ругнуться).
Да что там Лукашенко! Даже нынешняя Украина с ее извращенными представлениями об энергетической политике на это не клюнет. Лишь однажды, в 2017 году, украинская компания ЭРУ Трейдинг приобретала пробную партию американского сжиженного газа на польской границе. С тех пор ее «подвиг» никто повторить не пытался. Тем более никому не придет в голову экспериментировать с импортом литовского топлива.
К тому же, как верно замечает литовское Минэнерго, для организации таких поставок нужны «дополнительные технические решения». Во сколько десятков или сотен миллионов евро они обойдутся? Кто будет платить? У Киева денег нет. если У Минска и есть, то на подобные аферы Лукашенко тратиться не будет. Придется снова стоять с протянутой рукой перед Еврокомиссией.
Впрочем, даже содействие ЕК, как показывает практика, не решает все финансовые проблемы.
Строительство газопровода GIPL оценивается примерно в полмиллиарда евро. Более половины необходимых средств (305 миллионов) выделил Евросоюз. Литве осталось найти в госбюджете всего несколько десятков миллионов — не очень большая сумма для столь важного проекта. Если в казне мышь повесилась, то можно поискать частных инвесторов.
Ни тот, ни другой варианты, похоже, не работают, поэтому Amber Grid вынуждена обращаться за кредитом в Европейский инвестиционный банк. Правление компании уже утвердило основные условия договора, которые 29 июня должны одобрить акционеры. Сумма контракта составит до 65 миллионов евро, срок — 18 лет.
Генеральный директор Amber Grid Нямунас Бикнюс будто оправдывается, когда говорит, что финансирование предоставляется на особенно выгодных условиях. Вероятно, процентная ставка по кредиту будет небольшой.
Но платить по счетам Литве все равно придется. А вот будет ли GIPL оправдывать свое существование, пока неясно.
Наиболее вероятным кажется вариант, при котором интерконнектор с Польшей станет страховочным элементом литовской энергосистемы (такое предположение делает директор Института национальной энергетики, главный редактор корпоративного журнала «Газпром» Сергей Правосудов). Потребности загружать его не испытывают ни Литва, ни Польша, ни их соседи.
Поэтому GIPL пойдет по стопам железнодорожной магистрали Rail Baltica. Перевести Прибалтику с российских рельсов на стандартную европейскую колею в 1 435 миллиметров — звучит здорово! И неважно, что экономической целесообразности в этом проекте не просматривается. Зато новенькая железная дорога будет радовать глаз.
Литва не впервые берет кредиты на финансирование причуд своего правительства: деньги со стороны уже привлекали для содержания СПГ-терминала и поддержания военного бюджета на уровне 2% ВВП.
Теперь очередь дошла до газопровода GIPL. Что дальше? Выход из энергокольца БРЭЛЛ или та же Rail Baltica, которая на глазах превращается в долгострой? На финансирование этих проектов понадобятся куда более серьезные суммы. Но аппетит, как известно, приходит во время еды.