Европейская инициатива сдерживания (European Deterrence Initiative — EDI), направленная на усиление американского военного присутствия на восточных рубежах НАТО, в 2021 году лишится примерно четверти финансирования. Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что вырученные средства Дональд Трамп намеревается использовать для строительства своей любимой стены на границе с Мексикой. Впрочем, по задумке Вашингтона, снижение фонда EDI не должно привести к ослаблению американского присутствия в Европе. Просто платить за это присутствие будут не американцы, а европейцы.
Поскольку новый фискальный год в США начинается 1 октября, процесс подготовки к нему идет полным ходом. Пентагон тоже не дремлет. Бюджетный запрос на финансирование Европейской инициативы сдерживания был подготовлен еще 12 февраля. Сопоставляя его с аналогичным запросом за 2019 год, можно проследить, какие именно коррективы американцы внесли в EDI.
Первые цифры, которые бросаются в глаза, - общие расходы на программу.
В прошлом году на неё запросили почти 6 миллиардов долларов, а в этом — всего 4,5 миллиарда.
Снижение продолжается второй год подряд.
В структуре EDI выделяют пять направлений деятельности: расширение присутствия американских войск в Европе, проведение учений и тренировок, улучшение подготовки кадров, улучшение инфраструктуры и наращивание потенциала партнерства.
«Запрос на финансирование EDI в 2021 финансовом году позволяет Соединенным Штатам развивать уже достигнутые успехи, продолжая расширять деятельность по всем пяти направлениям», - говорится в запросе Пентагона.
Если расширение и продолжается, то не так стремительно.
В процентном соотношении из пяти направлений Европейской инициативы сдерживания больше всех пострадает проведение учений и тренингов (финансирование урезают с 600 до 294 миллионов долларов, то есть более чем вдвое).
Если в нынешнем году эта статья расходов перевалила за 2 миллиарда долларов, то теперь опустилась ниже 1,5 миллиарда.
В обзоре запроса канцелярия замминистра обороны США утверждает, что это естественный и закономерный процесс. За предыдущие годы американцы вложили большие средства в развитие EDI, заложили прочный базис. Теперь работа идет по накатанной, поэтому дальнейшее «раздувание» бюджета не имеет смысла. Подобные утверждения проскальзывали и в американской прессе: дескать, в 2020 году просто заканчиваются крупные инфраструктурные проекты, которые финансировались по линии EDI.
Но опубликованные документы свидетельствуют об обратном.
По сравнению с прошлогодним бюджетом развитие инфраструктуры получит всего на 100 миллионов меньше. Это направление деятельности финансируется главным образом за счет ассигнований военного строительства, которые в 2021 году пойдут на 15 проектов.
В частности, американцы собираются возвести в Германии — на авиабазах Шпангдалем и Рамштайн — два складских помещения для отработки программы RADR (Rapid Airfield Damage Repair), направленной на быстрое восстановление аэродромов после вражеских бомбардировок.
Самые щедрые ассигнования достанутся Румынии — четыре проекта на общую сумму 130,5 миллиона долларов.
А вот Польша и страны Балтии в этом списке вообще не фигурируют.
В последний раз они проходили по линии военного строительства в запросе на 2019 год. Тогда Пентагон одобрил строительство пяти объектов в Польше и двух центров Сил специального назначения США (SOF) в Эстонии. Но деньги туда так и не дошли.
В сентябре прошлого года Пентагон опубликовал список проектов, реализация которых откладывается из-за перераспределения средств в пользу скандальной стены Трампа.
Среди них оказались и польские, и эстонские «долгострои».
Единственное, что увеличивается в новом запросе EDI, — это численность Европейского командования вооруженных сил США (EUCOM). В прошлом году Пентагон насчитал 9395 сотрудников, а в этом — уже 9904.
Растут и расходы на обеспечение военного персонала. Но весьма незначительно — менее чем на 18 миллионов долларов.
Программа учений и тренировок, несмотря на снижение финансирования, качественно не изменилась. Более того, составители документа утверждают, что указанной суммы достаточно для «более активного участие США как в ежегодных, так и в новых учениях». Отдельно упоминается о продолжении ежегодных учений Swift Response («Быстрое реагирование») и об участии американцев в объединённой оперативной группе повышенной готовности (Very High Readiness Joint Task Force — VJTF).
Это подразделение появилось в составе Сил быстрого реагирования НАТО в 2014 году как ответ на новые вызовы безопасности.
Предполагается, что именно многонациональная бригада VJTF численностью около 5 тысяч человек будет готова отразить российскую агрессию в первые дни войны.
Или выдвинуться вперед при первых признаках угрозы, чтобы отпугнуть врага.
Военно-морской флот США в Европе снова будет вовлечен в многонациональные учения Formidable Shield («Грозный щит»). В прошлом году Пентагон запросил на них 11,6 миллиона долларов. В новом запросе сумма не указана, как и расходы на другие пункты раздела «Учения и тренировки».
Известно только, что американцы собираются не снижать обороты при более чем двукратном снижении финансирования учений. Как это возможно?
Во-первых, в Пентагоне утверждают, что ежегодные мероприятия настраиваются на работу в круговом цикле. Иными словами, от многократного повторения одних и тех же действий они становятся более эффективными и менее затратными.
Во-вторых, американцы работают над имплементацией неких «агрессивных реформ», которые тоже способствуют более рациональному использованию ресурсов. Но об их эффективности судить трудно.
Зато есть другой эффективный способ снизить расходы — переложить их на европейцев. Не секрет, что Трамп этого и добивается.
Министр обороны США Марк Эспер, сообщая о перераспределении средств в пользу стены на границе с Мексикой, прямо предложил союзникам «подхватить» неоконченные проекты. А в новом запросе на финансирование Европейской инициативы сдерживания находим следующие слова: «EDI позволяет более эффективно распределять бремя между всеми инвестициями».
Не означает ли это, что вклад европейцев в проведение тех же учений будет расти пропорционально уменьшению вклада американцев?Было бы наивно полагать, что Америка хочет уйти из Европы. Планы Пентагона свидетельствуют об обратном: США намерены поддерживать и расширять свое военное присутствие в Европе. Но делать это не за свои деньги.