Апелляционный суд Швеции окончательно лишил Литву надежды получать российский газ по бросовым ценам. Незаинтересованная сторона снова признала цену «Газпрома» на газ для Литвы рыночной, не нашла злоупотребления монополией и отказала литовской стороне в компенсации. В Вильнюсе окончательно провалилась очередная идея зарабатывать на России, выставляя себя «невинной жертвой российской агрессии».
Апелляционный суд округа Свеа в Швеции в полном объеме отклонил ходатайство Литвы о пересмотре решения Стокгольмского арбитражного суда от 22 июня 2016 года, когда последний занял сторону «Газпрома» в долгом споре Литвы с российским газовым монополистом.
Тот день стал черным для литовской энергетической политики и дипломатии. Стокгольмский арбитраж не увидел в формировании цены на газ для Литвы в 2006–2015 годах злоупотребления монополией на литовском энергетическом рынке.
Цена на российский газ была признана рыночной и справедливой. Требование Литвы выплатить ей 1,5 миллиарда евро компенсаций от «Газпрома» якобы за переплату было отменено.
Литовские власти тогда заявили, что они этого так не оставят и будут подавать апелляцию. И вот — спустя три года — окончательное постановление апелляционного суда: все претензии литовской стороны отклонены, предыдущее решение по конфликту с российским концерном останется в силе, и Литва обязана его выполнить в полном объеме.
Теперь вместо того, чтобы получить от «Газпрома» полтора миллиарда евро, Вильнюс обязан сам ему заплатить, возместив все издержки за многие годы препирательств в суде.
«Таким образом, подтверждена окончательность выводов Стокгольмского арбитража, который отклонил все требования Литвы относительно условий закупки российского газа», — говорит о решении шведского апелляционного суда пресс-служба «Газпрома».
«Министерство энергетики оценивает решение суда и его мотивы. Только после ознакомления с аргументацией решения и его мотивами можно будет решать, возможны ли дальнейшие действия и какие именно», — прокомментировали новости из Швеции в литовском правительстве.
В Вильнюсе отказываются называть исход тяжбы с «Газпромом» своим поражением и упорно твердят, что литовская энергетическая политика последних лет была одной сплошной «перемогой».
«Невзирая на активное сопротивление "Газпрома", Литве удалось либерализовать рынок природного газа и обеспечить более благоприятные условия поставок газа потребителям», — заявляет Министерство энергетики, видимо, имея в виду пресловутые 20% скидки в цене на газ для Литвы, которую дал «Газпром» пять лет назад и которую литовцы связывают с появлением в Клайпеде терминала сжиженного природного газа.
Пять лет непонятно, с какой стати они это связывают, если скидка на газ появилась задолго до появления в Клайпеде СПГ-терминала Independence. Непонятно и то, о каких благоприятных условиях поставок газа потребителям идет речь.
Литовские предприятия воют от СПГ-терминала и просят власти отказаться от необходимости закупок его продукции: сжиженный газ слишком дорог, он их всех разорит. Сами власти с этим не спорят, на уровне министра энергетики и главы правительства называя Independence «ношей» для литовских налогоплательщиков.
Так в чем здесь выгода от либерализации рынка и где благоприятные условия поставок?
Впрочем, черт с ней, с пропагандой. Еще доктор Геббельс говорил, что чем неправдоподобнее ложь, тем охотнее в нее верят.
Окончательное поражение Литвы в судебной тяжбе с «Газпромом» — это не просто поражение государственной пропаганды. Конечно, и это тоже. Литовцам столько лет рассказывали, какие они невинные жертвы «газовой дубинки» Москвы да как независимость Литвы подвергается энергетическому шантажу, а Стокгольмский арбитраж (а теперь и апелляционный суд) делает вывод, что цена на газ честная и никто никому рук не выкручивал.
Главное все же не в этом.
У официального Вильнюса накрылся медным тазом очередной «гениальный» план, как содрать с Москвы денег «на халяву».
Заставить русских платить и каяться — суть внешней политики Литвы по отношению к восточному соседу. Привычка получать от Москвы дармовые деньги за десятилетия Советского союза так въелась в кровь литовских политиков, что они уже 28 лет «второй независимости» делают все, чтобы Кремль опять им платил. С той только разницей, чтобы им не приходилось имитировать «дружбу народов», как в проклятые советские годы, а можно было брать деньги с России и при этом открыто ее ненавидеть.
Поэтому подсчет итоговой суммы материальных компенсаций за «советскую оккупацию» превратился в Литве в национальный вид спорта. Всевозможные комиссии и экспертные группы четверть века соревновались друг с другом в том, сколько надо затребовать со страны — правопреемницы СССР.
Цифры доходили до 834 миллиардов долларов, то есть тема была стратегической, и подходили к ней со всей серьезностью. Предполагалось, что Россия будет выплачивать «ущерб от оккупации» всю свою историю, и Литва будет безбедно жить на эти деньги до самого Судного дня.
Литовско-российские отношения портились по мере того, как становилось ясно, что никогда Москва не признает «советскую оккупацию» и ни гроша Вильнюс от нее не получит.
Тогда у литовского руководства возник новый план. Объявить цену на российский газ искусственно завышенной и политически мотивированной. В самой хамской форме потребовать от «Газпрома» снизить цену на газ для Литвы. Когда «Газпром» откажется, назвать его позицию энергетическим шантажом, местью и вообще «экономической реоккупацией» Литвы.
Справедливая цена в этом вопросе официальный Вильнюс не интересовала от слова «совсем». Наоборот, Литва боролась за несправедливую, нерыночную цену на российский газ для себя.
Цель информационной войны и похода по международным судам была в том, чтобы получать газ гораздо дешевле его рыночной стоимости, а в придачу заставить Россию чувствовать себя виноватой и возвращать Литве «переплату».
То есть это была очередная вариация на вечную тему «платить и каяться». Не хотите платить компенсации за «советскую оккупацию»? Будете платить компенсацию за «слишком высокую» цену на газ. Жаба душит давать нам деньги? Будете поставлять газ по бросовым ценам.
И вот с этим у литовских политиков опять «обломалось». Эпопея с компенсациями за «переплату» кончилась тем же, что с компенсациями за «оккупацию». «Халява» от России не прилетела, а очередная попытка выбить из нее деньги привела к тому, что деньги России будет платить Литва.