Пандемия коронавируса ускорила наступление кризиса мировой экономики, который привел к колоссальному падению международной торговли, росту безработицы и резкому сокращению доходов в бюджет государств. Не обошел кризис и страны Балтии, которые уже заявили, что самостоятельно не справятся с его последствиями. О том, как эпидемиологическая ситуация отразится на экономиках Литвы, Латвии и Эстонии, аналитический портал RuBaltic.Ru узнал у президента Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ), доктора экономических наук, профессора СПбГУ Николая МЕЖЕВИЧА.
— Г-н Межевич, эпидемия коронавируса спровоцировала экономический кризис фактически во всем мире. Выделяются ли Литва, Латвия и Эстония на общем фоне?
— На протяжении десятилетий нам говорили о том, что чем больше сферы обслуживания, туризма, финансовых услуг, тем лучше для экономики. Что это не какое-то там сельское хозяйство или дымная промышленность. И многие страны, включая Эстонию, Латвию и Литву, эти рекомендации приняли в качестве руководства к действию.
И, на мой взгляд, если сравнивать Прибалтику с Польшей, к внешнему курсу которой я отношусь критически, то последняя сохранила и промышленность, и мощный аграрный сектор, несмотря на все рекомендации либерального характера.
А Прибалтика частично потеряла свой агропромышленный потенциал, поэтому для нее двойной удар со стороны эпидемиологического и экономического кризисов будет наиболее серьезным.
— Различается ли степень экономического ущерба среди стран Балтии?
— При всех негативных тенденциях развития Литовской Республики она в силу своей истории, будучи ранее аграрной страной, сохранила этот менталитет и традиции и имеет достаточно большую долю сельского населения. Поэтому Литва находится среди стран, обладающих достаточно развитым сельскохозяйственным производством, в сравнении с Латвией и Эстонией.
Последняя вовсе является страной, закупающей продукты питания, включая те, что производила в советское время для других республик.
В этой связи, как ни парадоксально, ситуация в Литовской Республике незначительно, но лучше.
Кроме того, туристический сектор в Эстонии — это основная отрасль занятости в стране. В Таллине вовсе из трех занятых двое работают в туристическом секторе и государственном управлении. А ведь большой вопрос, что будет с туризмом, так как люди не поедут осенью или зимой, причем не из-за эпидемии, которой, надеюсь, уже не будет, а в связи с отсутствием денег и по причине психологического стресса, связанного с перемещениями по Европе.
И если для Варшавы, Гданьска или Кракова это будет маленькая сложность, то для Таллина, Риги и Вильнюса это уже станет большой проблемой.
— Могут ли экономические проблемы, с которыми столкнулись страны Балтии, стать предпосылкой для более тесного сотрудничества с Российской Федерацией после окончания пандемии?
— С точки зрения логики, так и должно было бы быть. Но мы слышали [литовского консерватора] Витаутаса Ландсбергиса, [президента Литвы] Гитанаса Науседу, латвийских и эстонских политиков и понимаем, что они уже не могут перестроиться на новые рельсы, так как привыкли во всем обвинять Россию.
Действует знаменитая формула: «Кошка бросила котят, значит, Путин виноват». Им очень трудно придумать что-то новое.
И главное — общественность, политический класс и его клевреты уже привыкли одно и то же слушать о роли России. Поэтому ожидать, что что-то изменится, бессмысленно.
Но опять же — наша страна не оттолкнет руку, если она будет протянута.
— Даже в случае усиления распространения эпидемии коронавируса власти стран Балтии не готовы будут обратиться за помощью к Москве?
— Один процент сохраняется всегда. Но пока мы можем наблюдать, как в Эстонии ни одна статья оборонного бюджета не попала под секвестр. И это в условиях, когда страна впадает в кризис.
— Европейский союз компенсирует странам Балтии некоторые потери от пандемии, предоставив им в совокупности более 4 млрд евро. Достаточно ли этих средств?
— Эта сумма, рассчитанная на три страны, не является большой. Всех проблем это не решит. Планируемые проекты типа Rail Baltica не воскресит.
Это позволит снять текущие проблемы, стабилизировать бюджет, избежать развала управленческой системы, но это не гарантирует ни одной из трех стран выхода из кризиса.
Эти деньги в значительном размере пойдут на текущее лечение болезни, а не на реабилитационное восстановление после того, как она пройдет. То есть они пойдут на аппараты искусственной вентиляции легких, на пособия по безработице, стратегически же эти деньги ничего не решат.
— Еще до начала пандемии коронавируса порты стран Балтии терпели потери из-за проводимой Россией политики перенаправления своих грузов в отечественные порты. Что станет с этой отраслью, учитывая еще и падение международной торговли в связи с новым заболеванием?
— Вы правы, еще до пандемии и до безобразия с ценами на нефть эстонские и латвийские порты продемонстрировали устойчивое снижение. Клайпеда долго держалась за счет Беларуси, ее калия и нефтепродуктов. Но сегодня мы уже знаем, что у Минска начались проблемы на рынке калийных удобрений и нефтепродуктов.
И буквально вчера Министерство иностранных дел Литвы заявило, что их страна будет придерживаться карантинных правил в отношении Республики Беларусь, поскольку нет веры в то, что в ней происходит.
В таком смысле это можно расценивать как полузапрет на транзит.
Я сомневаюсь, что Вильнюс может себе это позволить, потому что это отразится на объеме грузопотоков через Клайпеду.
— Ушла ли в Эстонии и Латвии на второй план языковая проблема в связи с пандемией коронавируса?
— Мои друзья из Таллина и Риги говорят о машинах, которые ездят по лице и передают сообщения, чтобы люди оставались дома, не только на эстонском и латышском языках, но и на русском. Многих это радует. Но, на мой взгляд, радоваться абсолютно нечему. Когда речь идет об эпидемии, понятно, что нужно населению объявлять информацию на том языке, который оно лучше понимает.
Но это не влияет на общую линию, на всеобщий информационный зажим и политические преследования национальных меньшинств.
На общем фоне есть только одна положительная новость: о том, что господина Альгирдаса Палецкиса выпустили из тюрьмы.
— А как же отмена марша легионеров СС в Риге?
— Я думаю, что немолодым людям из Легиона и их сочувствующим сообщили, что это для них опасно. Поэтому отмена произошла не ради национального согласия в стране, испытывающей не лучшие дни, а для безопасности тех, кто хотел провести этот марш. Поэтому тут у меня оптимизма нет.