Разрыв Украины с Крымом в 2014 году затронул практически все области жизни крымчан, а западные санкции замедлили полноценную интеграцию полуострова с Российской Федерацией. Самый сильный удар был нанесен по банкам и телекоммуникациям, которые являются драйверами роста экономики и изменения образа жизни современного человека. В этом материале цикла «Как живет Крым» портал RuBaltic.Ru узнал, удалось ли полуострову преодолеть западные санкции и выстроить полноценные банковскую и телекоммуникационную системы (продолжение, начало здесь).
Как уходили украинские мобильные операторы
В одном из материалов цикла о жизни в Донецке RuBaltic.Ru рассказывал о том, как украинские банки и операторы мобильной связи уходили с Донбасса. Исход из восточных районов Украины имел много общих черт с тем, что происходило в Крыму весной — летом 2014 года.
Украинские банки уходили из Крыма постепенно, и в их помещениях практически сразу открывались отделения новых игроков, преимущественно РНКБ и «Генбанка». Мобильная связь в августе 2014 года пропала резко.
«Вечером мы пошли спать. А когда утром проснулись, поняли, что потеряли друг друга», — рассказывают крымчане.
Рынок мобильной связи в Крыму до воссоединения полуострова с Россией принадлежал трем украинским операторам.
В начале августа 2014 года в Крыму исчезла связь «МТС‑Украина», буквально через неделю перестал работать «Киевстар». И хотя у большинства крымчан были SIM‑карты двух или трех операторов (украинские тарифы были довольно низкими), многие деловые связи и, что главное, связи с родственниками на Украине были нарушены.
Отметим, что после августовского отключения оператор «МТС‑Украина» возобновил работу в крупных городах Крыма сначала на основе технического роуминга, а с октября — в сетях «Укртелекома», чтобы окончательно покинуть остров в ноябре.
Дольше всех из украинской тройки продержался украинский Life;) — до декабря 2014 года.
За четыре года в Крыму появилось четыре мобильных оператора
Параллельно с исходом украинских операторов в Крым приходила российская мобильная связь. Продажа стартовых пакетов российских операторов началась в июне, а 4 августа на полуострове официально начал работу российский «К-Телеком». Его SIM‑карты продавались под брендом WinMobile с телефонным кодом +7 978. Номера с подобным кодом закреплены в основном за краснодарским отделением «МТС».
В техническом роуминге «К‑Телеком» также работает «МТС Краснодар». SIM‑картами с яйцом по сегодняшний день пользуется подавляющее большинство крымчан. Интересен тот факт, что представители «МТС Россия» отрицают факт присутствия компании в Крыму. Они утверждают, что карты «МТС Краснодар» распространяют и обслуживают посредники, не связанные с «МТС».
В феврале 2016 года фактическую монополию «К‑Телеком» на рынке мобильной связи в Крыму прекратил государственный оператор «Крымтелеком». Несколькими месяцами ранее в Севастополе был дан старт работе севастопольского оператора «Севмобайл».
В середине июня на полуострове появился четвертый мобильный оператор — «Волна мобайл» (владелец — компания «КТК Телеком»).
Качество связи в Крыму улучшается, но проблемы всё равно остаются
В первые годы после воссоединения Крыма с Россией проблемы со связью были довольно серьезными. Однако с появлением новых операторов и конкуренции начались работы по модернизации сетей, в том числе по обеспечению 3G‑ и LTE-покрытия.
В 2016 году большинство туристов звонили на горячую линию Министерства курортов и туризма Крыма по вопросам транспортного сообщения, мобильной связи и обслуживанию банковских карт. В 2017 году этими темами интересовалось только 3% обратившихся.
Магистральный кабель мобильной связи идет в Крым по дну Керченского пролива, также как газ и электричество. Так, в июне прошлого года из-за повреждения кабеля у абонентов, чьи операторы используют сети «К‑Телеком», возникли сложности с мобильной связью и интернетом. Также в некоторых районах Крыма и даже в столице республики Симферополе остаются проблемы с мобильным покрытием.
По словам министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифора, сегодня в Крыму работает около 3 тысяч базовых станций, 1,3 тысячи из которых соответствуют стандартам 3G и около 150 — стандартам 4G. Министр сообщил, что в 2018 году количество базовых станций высоких стандартов возрастет в два раза.
«За 2018 год операторы планируют ввести в эксплуатацию еще около полутора тысяч базовых станций. То есть примерно 50‑процентный прирост. Основная их часть — это базовые станции 4G. Планы весьма впечатляющие», — заявил Никифоров.
Комментируя качество мобильной связи в Крыму, шеф-редактор портала «Мобильные телекоммуникации» Леонтий Букштейн пояснял, что Крым нуждается в масштабном обновлении оборудования и технологий. А главное препятствие этому — западные санкции, под которые могут попасть крупные российские операторы, если будут напрямую заниматься этим на полуострове.
Крупные российские операторы пока не готовы зайти в Крым
Действительно, спустя четыре года после вхождения Крыма в состав Российской Федерации ни один из крупных российских операторов официально в Крыму не представлен. Речь идет о «Мегафоне», «Билайне», «МТС» и Tele2.
Вплоть до конца 2017 — начала 2018 года для абонентов операторов «большой четверки» в Крыму действовал роуминг. За минуту разговора или 1 Мб данных приходилось платить от 4 до 10–15 рублей.
После того как Минкомсвязи и ФАС подняли вопрос об отмене внутрисетевого и национального роуминга, операторы «четверки» пересмотрели свои тарифы и контракты о предоставлении роуминга с владельцами крымских мобильных сетей. В результате произошло существенное снижение стоимости голосовой связи и передачи данных. Однако полной отмены роуминга для абонентов «четверки» в Крыму ожидать не стоит.
Западу удалось замедлить и осложнить, но не остановить развитие Крыма
Из-за западных санкций Крым не оказался в изоляции. Там полноценно работают банки, развивается мобильная связь и интернет. В то же время отсутствие на полуострове ключевых игроков — банков и мобильных операторов — снижает конкуренцию и определенным образом отражается на ассортименте, качестве и стоимости предоставляемых услуг.