Литва выступила против проекта бюджета Евросоюза на 2021–2027 годы, который предлагает Финляндия. Прибалтийская республика не одобрила и предыдущий вариант, но в министерстве финансов подчеркивают, что новый документ является для литовцев еще более неблагоприятным. Вильнюс, похоже, не может смириться с очевидным фактом: семилетняя финансовая программа в любом случае будет верстаться с учетом того, что Западная Европа больше не хочет кормить своих «младших братьев» из стран Прибалтики.
«Все наши болячки, проблемы остаются. В сфере политики смычки их количество лишь увеличится. Согласно предложению комиссии, мы бы получили на 24% меньше средств политики смычки, а это для нас неприемлемо, а по предложенному финнами компромиссу сокращение увеличится до минус 27%. Это еще более неприемлемо», — сокрушается представитель министерства финансов Литвы Дарюс Тракялис.
Его мнение разделяет и посол Литвы при Евросоюзе Йовита Нелюпшене: предложение Финляндии нуждается в корректировках. Иначе литовские фермеры будут находиться в дискриминационных условиях по сравнению со своими западными коллегами, а закрытие Игналинской АЭС будет «буксовать» из-за недостаточного финансирования. Как и ряд других амбициозных проектов — Литва не справляется с ними, даже когда получает необходимые средства. А без подпитки из общеевропейского бюджета на них сразу можно поставить крест.
Кажется, литовский истеблишмент теперь поймет смысл русской поговорки: «За что боролись, на то и напоролись».
С прошлого года Литва шла в авангарде восточноевропейских стран, которые критиковали предложения Еврокомиссии по финансовой программе на новый семилетний цикл. Острая полемика по этому вопросу дала свои плоды: председательствующая в Совете ЕС Финляндия разработала новый план. Чем не победа литовской дипломатии?
Но чиновники министерства финансов взяли в руки калькулятор и обнаружили, что хрен редьки не слаще. Скорее горше.
Президент Литвы Гитанас Науседа раскритиковал предложения Финляндии еще в октябре, когда проходил первый раунд переговоров лидеров ЕС по бюджету. Его особенно возмутили низкие сельскохозяйственные выплаты. Для Вильнюса это «больной» вопрос — местные аграрии получают намного более скромные прямые выплаты, чем крестьяне из более развитых странах ЕС.
По словам Науседы, Еврокомиссия не торопится устранять этот дисбаланс. Предполагается, что к окончанию следующего семилетнего цикла дотации литовским фермерам будут достигать всего лишь 78% от среднего показателя по Евросоюзу. «Мне пришлось пошутить, что если экстраполировать такой темп роста, то мы достигнем полной конвергенции в 2040 году, когда все мы, дамы и господа, будем довольно старыми», — блеснул чувством юмора президент Литвы.
Анекдот можно дополнить: когда Вильнюс добьется полной конвергенции, конвергировать будет уже некого.
Здешние фермеры или разорятся, не выдержав конкуренции, или разъедутся, или вымрут. Могут еще спиться — недаром же Литва была признана самой пьющей страной мира.
Но если сельское хозяйство будет загибаться тихо и постепенно, то некоторые прибалтийские проекты могут провалиться с большим треском. Науседа сглаживает острые углы, когда говорит, что речь идет лишь о задержке времени: «Это может затянуть всю реализацию процессов как минимум на два года. Очень трудно выбрать — качество или скорость».
Не совсем понятно, о каком выборе говорит литовский президент.
Без европейского финансирования тот же проект железной дороги Rail Baltica — первый претендент «на вылет» — не будет реализован в принципе.
Кстати, его Науседа отдельно упоминал в разговоре с премьер-министром Финляндии Антти Ринне, когда пояснял, почему Литву при утверждении бюджета ЕС ни в коем случае нельзя обделять.
Аргумент, прямо скажем, довольно странный. Во-первых, потому что сама Финляндия недавно приостановила участие в Rail Baltica, показав Европе подлинную ценность этой затеи. Во-вторых, сами сотрудники совместной прибалтийской компании, созданной для реализации проекта, в публичном обращении к Еврокомиссии говорят о некомпетентности своего руководства и неэффективном администрировании средств, которые выделяют по линии Евросоюза.
И на этом фоне Науседа говорит, что Литве нужны дополнительные средства для строительства Rail Baltica. Еврокомиссия скорее воспримет это как довод в пользу дальнейшего сокращения дотаций.
В некоторых вопросах опытный финансист Науседа все же действует изощренно. Чего только стоит его предложение увеличить взносы в общий бюджет до 1,11% от общенационального дохода страны! План Финляндии предлагает установить планку от 1,03% до 1,08%, некоторые западные страны предлагают и вовсе ограничиться 1%. И только литовский президент денег не жалеет.
Но он-то понимает, что чем больше Прибалтика отдаст в «общак», тем больше из этого же «общака» получит обратно. Для «содержанок» Евросоюза вроде стран Балтии выгодно накачать бюджет как можно сильнее. А для государств-доноров вроде Германии и Франции закономерность прямо противоположная: меньше бюджет — меньше денег нужно жертвовать на Rail Baltica, выход Прибалтики из энергокольца БРЭЛЛ и прочие сомнительные проекты.
Предложение Финляндии предполагает уменьшение бюджета с 1135 до 1050–1100 миллиардов, поэтому неудивительно, что в Литве его раскритиковали. Но даже если Еврокомиссия прислушается к Науседе и пересчитает процент взносов, Прибалтийским республикам это не сулит ничего хорошего.
Вырученные средства потекут не к ним, а к тем, кто в европейском «табеле о рангах» котируется значительно выше — Италии, Греции, Испании.
Проблемы, очевидно, ждут не только Прибалтику. Неспроста в ЕС обсуждают идею увязать выделение дотаций с критериями верховенства права в стране. Инициатива явно направлена против главных европейских бунтарей, которых уличают в ущемлении независимости судов — Польши и Венгрии.
Проект бюджета должны «утрясти» в первой половине следующего года. О него будет сломано еще немало копий, но логика нового семилетнего цикла неумолима.
Западная Европа считает выполненным свой долг в рамках политики кохезии.