Эстония и Финляндия запустили строительство газопровода Balticconnector на дне Финского залива. Участники проекта заявляют, что газопровод станет альтернативой российскому газу в Прибалтике. До сих пор в качестве альтернативы «Газпрому» рассматривался литовский СПГ-терминал в Клайпеде, но Balticconnector отобьет у него это звание, а с ним и все преференции, положенные региональному энергетическому проекту Прибалтики. Россия при этом ничего не потеряет: газ из Финляндии в Прибалтику будет поставляться российский.
В эстонском Палдиски дан старт строительству газопровода Balticconnector. Газопровод должен соединить газовые сети Эстонии и Финляндии. Длина Balticconnector составит 150 километров, из которых 80 пройдут по дну Финского залива. Стоимость проекта оценивается приблизительно в 300 миллионов евро, причем 75% расходов покроют из структурных фондов ЕС.
После введения в эксплуатацию, запланированного на 2020 год, Balticconnector позволит передавать между газораспределительными сетями Финляндии и Эстонии до 7,2 миллиона кубометров газа в сутки. Инициаторы проекта подчеркивают, что финско-эстонский газопровод повысит надежность и безопасность энергоснабжения в регионе Балтийского моря и гарантирует стабильную цену на газ.
Памятуя печальную историю с литовским СПГ-терминалом, который тоже рекламировался как выгодный бизнес-проект, а принес одни убытки, лоббисты Balticconnector честно говорят: газопровод — проект в первую очередь политический.
Его главная задача — лишить «Газпром» монополии на газовом рынке Финляндии и Прибалтики и создать в регионе альтернативу российскому газу.
Ради этого Еврокомиссия обеспечила финансирование проекта. Ради этого Латвия, Эстония и Финляндия формируют на основе Balticconnector общий газовый рынок.
«Единый газовый рынок даст нам уверенность в том, что в будущем не возникнет ситуация, когда поставщик одним странам продает газ по более выгодной цене, а другим, как, к сожалению, раньше было с Эстонией и другими странам Балтии, по значительно завышенной», — поясняет министр экономики и инфраструктуры Эстонии Кадри Симсон.
Так что перед нами — очередной прожект Прибалтики по «обретению энергетической независимости». От России.
Сколько таких прожектов было за минувшие годы? Висагинская АЭС, СПГ-терминалы, «ветряки», биотопливо, наполеоновские планы добывать на Балтийском побережье сланцевый газ.
Но такой смешной задумки, как Balticconnector, до сих пор еще не было.
Альтернативой российскому газу в Прибалтике станет газопровод, по которому в Прибалтику будет поставляться… российский газ.
Другого газа в Финляндии нет — собственных газовых запасов эта страна не имеет. Альтернативные источники энергии, которые Суоми развивает под давлением Евросоюза, опасающегося российской газовой монополии, ничтожны по сравнению с импортом продукции «Газпрома».
Мощность СПГ-терминала Skangas в финском Торнио — 30 тысяч кубометров газа, что составляет 1,8% объемов газа, ежегодно закупаемого Финляндией у России. Газовую трубу с заявленной мощностью до 7,2 миллиона кубометров финский СПГ-терминал не заполнит, даже если его увеличить в десять раз.
Получается, вся «энергетическая независимость» Эстонии с Латвией сводится к тому, чтобы покупать наряду с российским газом российский газ, только не напрямую у России, а у Финляндии. Россия от такой схемы ничего не теряет, Финляндия — приобретает.
Единственными проигравшими в итоге оказываются сами страны Балтии, которые продолжат покупать тот же газ, только через посредника, а значит, дороже.
Такова стандартная цена за любой проект «обретения энергетической независимости»: нероссийская энергия в конечном счете обходится дороже российской, а выигрыш вместо прибалтийских бюджетов получает кто-то третий. В случае с Висагинской АЭС осчастливить хотели японцев, в случае с литовским СПГ-терминалом порадовали норвежцев, в случае с газопроводом Balticconnector — финнов.
России же в каждом случае от борьбы Прибалтики с ее «энергетической монополией» ни жарко, ни холодно. После запуска Balticconnector «Газпром» только увеличит продажи газа в Финляндию, чтобы та переправляла его в Эстонию. На очередной встрече российский и финский лидеры Владимир Путин и Саули Ниинисте вдоволь посмеются над прибалтами и вспомнят того мужика из сказки, который сперва продал свою корову, а потом ее же купил втридорога.
Можно, конечно, предположить и другой вариант. Газопровод Balticconnector нужен для «энергетической независимости» Финляндии, а не Прибалтики. По нему в Суоми будет подаваться альтернативный российскому «энергетически независимый» газ.
Проблема в том, что такой газ в Прибалтике может дать только литовский СПГ-терминал в Клайпеде, который отрезан от общего газового рынка региона: Латвия, Эстония и Финляндия договорились о создании единого газового рынка без Литвы.
Подлинный смысл проекта Balticconnector состоит в тех 75% софинансирования, которые на него выделяет Еврокомиссия. В абсолютных цифрах это 225 миллионов евро, а будет еще европейское финансирование на обслуживание газопровода как регионального энергетического проекта в Прибалтике.
На эти европейские деньги несколько лет назад нацелилась Литва, которая в пику соседям завезла в Клайпеду плавучий СПГ-терминал Independence, мощности которого хватило бы на всю Прибалтику, и стала ждать, что соседи начнут покупать у нее сжиженный газ.
Однако соседи показали Литве «фигу с маслом». Independence остался чисто литовским проектом, статуса регионального не получил, и в единый газовый рынок Латвия с Эстонией Литву не взяли. Альтернатива российскому газу теперь точно останется без европейского финансирования.
Деньги ЕС вместо литовского СПГ-терминала пойдут на финско-эстонский Balticconnector.
Альтернативой альтернативе российскому газу стал газопровод, который будет наполняться российским газом.
Такая она — «энергетическая независимость» от России.