×
Экономика Экономика

Финляндия требует права на самостоятельный диалог с Россией

Источник изображения: presidentintekijat.fi

Президент Финляндии накануне форума глав балтийских и северных стран потребовал от европейских партнёров не вмешиваться в отношения его страны с Россией и не интенсифицировать конфронтацию России и ЕС. В то же время глава литовского МИД призвал европейцев сплотиться против России и не идти ей ни на какие уступки. Европейские страны в вопросе отношений с Москвой всё больше делятся на те, что готовы говорить о собственных интересах, и те, что считают себя и требуют от других быть частью «санитарного кордона».

«Финский опыт взаимоотношений с Россией, независимо от ситуации, позволяет нам демонстрировать, что нам нравится, а что нет. И это единственная допустимая для нас форма взаимоотношений с соседней страной», - заявил Саули Ниинистё в интервью британскому изданию «The Guardian» накануне форума стран «Северное будущее», который пройдёт 6 - 7 ноября в Хельсинки с участием глав правительств балтийских и северных стран.

По словам президента Финляндии, Хельсинки не будет поддаваться внешнему давлению при построении отношений с Российской Федерацией.

«У нас длительная традиция избегать конфликтов с Россией. Хотя во время Второй мировой мы не были слишком успешны. Но мы не можем изменить географию, ведь у нас общая граница с РФ протяжённостью 1300 километров. Это больше, чем у всех стран ЕС вместе взятых», - говорит Саули Ниинистё.

Финский путь развития отношений с СССР и Россией в частности и новейшая финская история в целом — это действительно уникальный и никем не повторённый опыт. Из всех государств бывшей Российской империи Финляндия создала наиболее эффективное общество, войдя в число мировых лидеров по всем показателям экономического и социального развития. Из всех осколков империи Финляндия единственная не вошла не только в Советский Союз, но и в социалистический блок. А самое парадоксальное, что даже несмотря на советско-финскую войну 1939 - 1940 годов и потерю Карелии финское государство реализовалось не как прифронтовая территория и военный плацдарм на советской границе, а совсем наоборот - в качестве посредника и переговорной площадки, «моста» между двумя мировыми системами. Такой подход открыл для Финляндии неисчерпаемые ресурсы экономического роста за счёт развития добрососедских деловых отношений с СССР, а затем и с Россией.

Именно география, о которой говорил президент Ниинистё и о которой страны Балтии, Польша, а теперь и Украина говорят как о проклятии, стала для Суоми «золотой жилой», которая из захолустья, в котором строили дачки на выходные сановники из Петербурга, превратила Финляндию в страну «Нокии», «Стокманна» и «Angry birds».

Поэтому весь этот год в Хельсинки аккуратно уклонялись от попыток вовлечь свою страну в единый антироссийский фронт, заставить её участвовать в «войне санкций», а тем более затащить в НАТО. Опять тот же парадокс: страна, воевавшая с Советским Союзом, даже на пиках советско-американского противостояния, когда мир находился на грани атомной войны, отказывалась вступать в НАТО. Неудивительно, что попытки вовлечь Финляндию в Альянс под влиянием украинских событий тем более провалились с треском. В программе нынешнего правительства особо прописан пункт, согласно которому Финляндия не будет вступать в НАТО и не будет подготавливать вступление в Североатлантический альянс. В начале июня две трети депутатов парламента высказались против вступления страны в Североатлантический альянс. Ранее финские депутаты подвергли критике правительство страны из-за его решения подписать с НАТО соглашение о военной помощи в кризисных ситуациях. Президент Саули Ниинистё и премьер-министр Юрки Катайнен полгода отбивались от «политических домогательств» президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса, навязчиво предлагавшего «старшему брату» свои посреднические услуги по вовлечению Финляндии в Альянс.

В самом начале эпопеи с санкциями глава МИД Финляндии подчеркнул, что финские граждане, сотрудничающие с российским бизнесом, не пострадают от антироссийских санкций ЕС: Хельсинки об этом позаботился. Тогда же президент Финляндии Саули Ниинистё заявил, что намерен и дальше встречаться с российским руководством, особенно в чрезвычайных ситуациях, – это необходимо для защиты национальной безопасности Финляндии. Согласно опросу, проведённому в марте компанией «Taloustutkimus», три четверти финнов не считали Россию угрозой для безопасности Финляндии, а почти 60% опрошенных заявили, что Финляндии не стоит поддерживать направленные против России санкции, поскольку значение России для финской экономики очень велико. Затем Финляндия отказалась от национальных санкций в отношении России, теперь её президент требует от партнёров из балтийских и северных стран не спекулировать на международном кризисе и не интенсифицировать конфронтацию стран ЕС с Россией. При этом в финских отелях принимают российские рубли, развивают программу выдачи видов на жительство россиянам, открывают русскоязычные радиостанции, не думая отключать при этом российские телеканалы. По данным августовского опроса издания «Aamulehti», 43% респондентов рассматривали Россию в качестве источника опасности; с марта этот показатель вырос на 20%, однако всё равно остаётся значительно ниже, чем в Прибалтике, а большинство населения по-прежнему высказывается против санкций и вступления Финляндии в НАТО. Возможно, потому, что нет истеричной антироссийской пропаганды правительства литовского образца. При этом никакой «Хельсинкской народной республики» в результате подобной политики не возникло.

Европейские страны в вопросе отношений с Россией всё больше делятся на те, что готовы говорить о собственных интересах и исходить из их приоритета во внешней политике, и те, что сводят себя к тому, чтобы быть частью «санитарного кордона», и требуют этого от других.

В первом списке попадаются довольно неожиданные страны. Например, Польша с её традиционно антироссийской политикой в сочетании с огромным интересом к Украине. В разгар украинского кризиса бывший премьер-министр Польши, а ныне председатель Совета ЕС Дональд Туск заявил, что «Польша — пока я буду входить в круг лиц, принимающих решения, — не будет страной, реализующей агрессивную антироссийскую концепцию». Новый премьер-министр Польши Эва Копач недавно объявила, что «впредь Варшава будет руководствоваться основанным на невмешательстве подходом к конфликту с сепаратистами на Украине и скорее сосредоточится на собственной безопасности, чем на судьбе своего восточного соседа».

Есть и традиционные сторонники умеренной линии в отношениях с Россией: Германия, Италия, та же Финляндия. Канцлера ФРГ Ангелу Меркель критикуют в родной Германии «слева» за проамериканскую внешнюю политику, вредящую национальным интересам, а за рубежом «справа» за «коллаборационизм» и нежелание отказываться от диалога с Москвой. Новым главой европейской дипломатии стала одна из самых ярких представителей «путинского лобби» в Европе — министр иностранных дел Италии Федерика Могерини.

Это с одной стороны. А с другой стороны: «Нам следует сплотиться. Сейчас решающий момент и, я бы сказал, не только на самой Украине, но и в нашем собственном поведении и действиях, в сплочённости международного сообщества - давай говорить откровенно. Потому что такие тенденции и раньше ощущались - что, возможно, стоит изменить тактику; возможно, звучат такие комментарии, что эти санкции не так уж действенны, может, стоит от них отказаться», - говорит министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. «Если минские соглашения не выполняются и если на территории Европы создаются новые замороженные конфликты, мы должны взвесить вопрос о дополнительных санкциях», - считает премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас.

О вреде санкций для экономик стран Балтии было сказано бесконечно много раз, об их зависимости от экономических связей с Россией — тоже, но местные политики всё никак не угомонятся.

Тем более, всем очевидно, что прибалтийская точка зрения разделяется далеко не всем ЕС. И на этом фоне всё более странно, что об отказе от конфронтации в отношениях с Россией говорят страны, экономики которых связаны с РФ в несравненно меньшей степени, чем прибалтийские. Быть может, всё дело в том, что Литва, Латвия и Эстония защищают свои интересы тем, что отрабатывают заокеанский политический заказ?  

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров