Летом и осенью в странах Балтии наблюдался стабильный рост цен на электроэнергию. Эта печальная тенденция не обошла стороной Литву, где 26 октября госкомиссия по контролю за ценами и энергетикой приняла решение об очередном повышении тарифов для бытовых потребителей. О том, почему в республике продолжит дорожать электричество, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал один из ведущих литовских экспертов в области энергетики, почетный член литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдас СТУМБРАС.
— Г-н Стумбрас, эксперты в качестве причин роста цен указывают ремонт смычки NordBalt, которая поставляет в республику дешевую электроэнергию из стран Скандинавии, и засушливое лето, приведшее к понижению выработки электроэнергии гидроэлектростанциями. Какие причины подорожания выделили бы Вы?
— Перечисленные Вами причины верны и понятны, но меня волнует будущее. Существует угроза прекращения транзита из Беларуси, когда начнет работать Островецкая АЭС (БелАЭС).
Чем меньше продавцов, тем дороже электроэнергия. Литовская стратегия заключается в необходимости как можно больше покупать электроэнергию и как можно меньше ее вырабатывать.
При этом обязательно нужно иметь надежные внешние связи, даже с резервом.
Если Литва отключается от поставок из Беларуси, то остаются только Польша, Латвия и Швеция. Польша, как правило, только берет и очень редко поставляет электроэнергию в Литву.
Что там со шведской линией? Например, в прошлую пятницу шведская сторона сбросила электроэнергию до нуля. Напряжение было поднято только спустя несколько часов. Такие скачки пагубно сказываются на всех коммуникациях.
Как бы то ни было, с уверенностью можно сказать, что уменьшение числа игроков на рынке приведет к подорожанию электроэнергии.
— Лето закончилось, как и ремонт муфт на смычке NordBalt. Есть ли у жителей Литвы повод для оптимизма?
— Для того чтобы питаться от внешних источников, необходим хороший резерв в линиях. Отключение одной из линий приводит к перегрузкам на других.
Латвийский транзит иногда работает на пределе. Например, при отключении шведской линии нагрузка достигла 812 Мвт/час. Пропускная способность — 834 Мвт/час. То есть предел почти достигнут.
Хорошо, что при этом из Беларуси шло 300 Мвт/час. Если бы белорусский транзит пошел через Латвию, то возникли бы перегрузка и аварийное отключение на линии.
Все страны озабочены тем, чтобы обеспечить себя питанием, безопасностью и энергией. Литва в то же время считает, что электроэнергию нужно покупать. Такая точка зрения может привести к системным авариям.
При этом возникает зависимость от цен за границей. Например, Швеция грозится поднять цену на электроэнергию. Было сухое лето, и из-за отсутствия осадков на гидроэлектростанциях не скопилось достаточного объема воды.
Так что поводов для оптимизма не наблюдается — следует ожидать повышения цен.
— К 2025 году страны Прибалтики планируют выйти из общей энергетической системы БРЭЛЛ. Как будет выглядеть рынок электроэнергетики Прибалтики после этого?
— В Латвии и Эстонии ничего не изменится. Они и в дальнейшем будут поддерживать связь как с Беларусью, так и с Россией.
Литва же считает, что не сможет покупать электроэнергию у Беларуси. Будет меньше игроков на рынке, и цены повысятся.
— Как вы можете оценить потенциал строящейся системы электропередач между Польшей и Литвой LitPol Link? Имеет ли этот проект преимущества перед БРЭЛЛ?
— Принята очень ненадежная схема: одна линия и один кабель постоянного тока.
Еще совсем недавно мы были свидетелями прекращения поставок электричества в Крым, хотя на полуостров шло четыре линии. Какие-то хулиганы устроили взрывы на всех четырех линиях и оставили Крым без электроэнергии.
Кто может застраховать систему от террористического акта или попадания молнии? Никто. А предлагаемая схема электропередач между Польшей и Литвой сама по себе очень ненадежна.
К этому нужно быть готовыми. Необходимо повышать собственные мощности, чтобы при отключении линии с Польшей Литва могла сама покрывать свои потребности. Но в Литве об этом не думают.
— Но ведь раньше у Литвы были собственные (причем достаточно большие) мощности по производству электроэнергии.
— Да, когда я активно действовал в данной отрасли, наше поколение добилось того, что половина вырабатываемой электроэнергии шла на экспорт. В Беларусь шел миллион киловатт. Именно поэтому Островецкая станция строится на этих линиях.
— А возможно ли приостановление программы по закрытию Игналинской АЭС?
— Нет, обратной дороги нет. Все уже разобрано. Раньше нужно было думать об этом.
После аварии на Чернобыльской АЭС собрались руководители «большой семерки». Были сделаны выводы о ненадежности таких реакторов и принято решение о том, что работать с ними нельзя.
Но второй блок Игналинской АЭС обладал модернизированными реакторами и учитывал чернобыльский опыт. Именно поэтому его пуск отложили на год.
Однако никто не хочет браться за это дело. Все сваливают на то, что когда-то было принято решение о ненадежности РБМК-реакторов (реактор большой мощности канальный). А выйти с ходатайством на Олимп G-7 никто не желает. Там сегодня много других актуальных проблем.
Время было упущено, Игналинскую АЭС не вернуть.
— В соседней с Литвой Беларуси полным ходом идет строительство БелАЭС. Возможен ли в перспективе вариант закупок Литвой электроэнергии, выработанной на БелАЭС?
— Не G-7 должна устанавливать надежность или ненадежность АЭС. Для этого есть Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие организации. Есть специалисты, которые решают, можно или нельзя эксплуатировать ту или иную станцию. Если станция надежна, то нужно покупать электроэнергию.
Литва может воспользоваться тем, что у нее имеется гидроэлектростанция. При хорошей торговле и взаимопонимании можно добиться выгодных тарифов на ночное время. Вот только сейчас никто этим не занимается.
Но пройдет определенное время, случится системная авария, часть Литвы останется без света. И тогда в самом деле придется обратиться к Беларуси и восстановить питание.