Латвия видит себя в качестве важного участника инициативы «Один пояс — один путь», активиста европейско-китайских отношений и сторонника формата «16+1». Пекин, в свою очередь, выражает готовность сотрудничать с Ригой, но исключительно в рамках своей европейской политики. Возникает вопрос: «Реально ли Латвии и КНР добиться серьезного прогресса в сотрудничестве?»
После сентябрьской встречи председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина и президента Латвии Раймонда Вейониса официальные сообщения лучились оптимизмом по поводу отношений Прибалтийской республики с Поднебесной.
Участвуя в проектах инициативы «Один пояс — один путь», Латвия стала наиболее активным сторонником сближения с КНР в Прибалтике.
При этом Си Цзиньпин не рассматривал Латвию как страну, играющую самостоятельную роль в развитии китайского проекта. На первом месте у КНР укрепление стратегических связей с Европейским союзом в целом. Отношения КНР и стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в формате «16+1» выступают дополнением к отношениям Китая и ЕС.
Формат «16+1» помогает КНР интегрировать инициативу «Пояса и пути» в европейский контекст. Это говорит о готовности Китая развивать отношения с Латвией преимущественно в рамках крупных проектов.
Латвия стремится к развитию торгово-экономического сотрудничества с КНР при содействии формата «16+1». Латвийское агентство инвестиций и развития открыло представительства в Пекине, Шанхае и Нинбо с целью привлечения ПИИ (прямые иностранные инвестиции) из КНР. Однако инвестиции из КНР в Латвию — непростая задача. Среди основных препятствий называют небольшой размер экономики и отсутствие крупных компаний, способных привлечь китайский капитал.
Дополнительной преградой становится упорное нежелание Латвии работать с Россией.
Учитывая размер латвийской экономики, в нее могли бы вкладывать китайские малые и средние предприятия, однако недостаточные знания друг о друге останавливают китайских бизнесменов.
Интересно, что Латвия стремится стать центром китайских инвестиций в Прибалтике. Эта страна выступила с предложением открыть представительство китайского инвестиционного агентства в Риге. Китай, однако, не дал внятного ответа. Учитывая деловую культуру КНР, Пекину понадобится время, чтобы детально оценить возможности присутствия в Прибалтике. Латвия также прикладывает усилия для активизации торгово-экономических отношений с КНР.
Рига видит Пекин как одного из наиболее важных инвесторов, который мог бы вложиться в латвийскую транспортно-логистическую сферу, а также инвестировать в финансовые технологии и стартапы.
Возможности развития торгового сотрудничества КНР и Латвии базируются на потенциале, который был получен Латвией благодаря участию в формате «16+1». Тем не менее Рига предпринимает дополнительные усилия для привлечения внимания Пекина.
Латвия подписала ряд документов о сотрудничестве с Китаем, среди которых Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в сфере индустриальных парков и портов, Меморандум о взаимопонимании об авиационном сообщении, а также отдельные Меморандумы с китайскими предприятиями.
Эти документы устанавливают приоритеты китайско-латвийского сотрудничества, хотя и не имеют законной силы. Вместе с этим нельзя сказать, что многочисленные меморандумы привели к реальному прогрессу в отношениях КНР и Латвии.
В 2017 году объем товарооборота КНР со странами ЦВЕ увеличился более чем на 15% в годовом исчислении. Подобный рост виден и в китайско-латвийской торговле, за 2017 год он составил 12,3%.
Однако нельзя говорить о существовании устойчивой базы китайско-латвийского торгового сотрудничества. Доля КНР составляет лишь 1,1% латвийского экспорта, тогда как доля КНР в импорте не превышает 3%.
Так что Латвия не выглядит важным партером КНР в Европейском союзе. Латвийско-китайский товарооборот по итогам 2017 года составил лишь 650 млн долларов. Сравнивая его с объемом китайско-европейской торговли, превысившей в 2017-м 573 млрд евро, становится понятно, что Латвия практически незаметна в торговом обороте КНР и ЕС.
КНР стала вторым крупнейшим торговым партнером Латвии за пределами ЕС. Однако в целом Китай остается лишь двадцатым экспортным рынком Латвии. Говоря об импорте, Китай занимает десятое место среди латвийских торговых партнеров.
В рамках формата «16+1» реализуется 177 инвестиционных проектов с общим объемом вложений более 10 млрд евро. Из них лишь 10 проектов реализуются непосредственно на территории Латвии.
С целью активизации инвестиционной деятельности китайских компаний Рига выпустила облигации государственного долга для китайского рынка на сумму 250 тысяч евро. Главной целью проекта стало привлечение китайских компаний и частных лиц для инвестирования в промышленность. Такой способ вложения денег подразумевает возможность для китайских компаний закрепиться на рынках ЕС.
В дополнение, согласно латвийскому Закону «Об иммиграции», инвесторы в государственные облигации и члены их семей получают пятилетний вид на жительство. Это, однако, не привело к росту китайских инвестиций в латвийскую экономику.
Основной объем китайских инвестиций в Латвии сосредоточен в сфере недвижимости.
Ввиду возможности получения свободного въезда в страны Шенгенского соглашения граждане КНР оказались одними из главных претендентов на получение вида на жительство в обмен на инвестиции. Однако такие компании, как Huawei, ZTE или Alibaba, визуально присутствующие на латвийском рынке, не спешат инвестировать в страну, опираясь исключительно на рыночную логику развития.
Китай видит главную возможность участия Латвии в инициативе «Пояса и пути» благодаря тому, что 10% ВВП Латвии сосредоточены в сфере транспорта и логистики. Однако, как можно судить по материалам китайской прессы, Латвия интересна Китаю не просто как абстрактный транспортный хаб в Прибалтике.
Так, China Daily упоминает транспортно-логистический потенциал Латвии либо в контексте транспортного соединения ЕС и ЕАЭС, либо в контексте отношений КНР и таких стран, как Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Россия. Таким образом, Латвия для Китая представляет интерес в контексте отношений с более крупными акторами или региональными интеграционными объединениями.
Рига не сможет стать важным партнером Пекина в регионе до тех пор, пока не начнет вести более прагматичную политику в отношении России и ЕАЭС.
Тем не менее Латвия позиционирует себя неотъемлемой частью инициативы «Пояса и пути», что в большей степени можно считать политическим заявлением, а не констатацией активного экономического сотрудничества с КНР. Взаимодействие Пекина и Риги по реализации проектов инициативы основывается на Рижской декларации, принятой КНР и странами формата «16+1».
Рижская декларация сосредоточена на проблематике развития транспортной и логистической инфраструктуры региона. При этом в декларации Латвия не выделена отдельно, документ равнозначно относится ко всем странам формата. Поэтому пока что для Китая главными плюсами Латвии остаются ее членство в ЕС и Шенгенском соглашении, удобное транспортное расположение и невысокая стоимость рабочей силы.
Латвийское движение на Восток и участие в формате «16+1» остается в большей степени политической авантюрой, а не успешным экономическим проектом.
Несмотря на усилия Риги, крупные инвесторы из КНР не рассматривают латвийскую экономику всерьез, а бизнесмены средней руки готовы вкладывать деньги лишь для получения беспрепятственного въезда в страны Шенгенского соглашения. Что касается торговли, то Китай и Латвия так и не стали важными торговыми партнерами.