Отложенная торговая война между США и ЕС с легкой руки американского президента Дональда Трампа входит в горячую стадию. С 1 июня Вашингтон установил новые таможенные пошлины на товары из Мексики, Канады и стран ЕС: 25% на сталь и 10% на алюминий. Сторонам так и не удалось прийти к взаимопониманию. Теперь Европа заявляет о готовности жестко отстаивать свои интересы и грозит американцам контрмерами. Но хватит ли у Брюсселя решимости перейти от слов к делу и чем чреваты торговые войны для экономики стран Балтии?
«Тупая торговля»
Ровно в двух словах причину своего дерзкого решения Трамп указал в Twitter 31 мая: «Справедливая торговля!»
FAIR TRADE!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 31 мая 2018 г.
В последующих постах американский президент конкретизирует, что, в сущности, справедливой может называться только торговля, выгодная для США. А вот попавшие в санкционный список страны, по мнению Трампа, долгие годы чуть ли не эксплуатировали Америку.
«Канада очень долго плохо относилась к нашему сельскохозяйственному бизнесу и фермерам, — пишет “хозяин” Белого дома. — Они должны открыть свои рынки и снять торговые барьеры!»
Canada has treated our Agricultural business and Farmers very poorly for a very long period of time. Highly restrictive on Trade! They must open their markets and take down their trade barriers! They report a really high surplus on trade with us. Do Timber & Lumber in U.S.?
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 1 июня 2018 г.
Саму конфигурацию сегодняшней внешней торговли США с указанными странами Трамп называет «тупой»: «К Соединенным Штатам должны, наконец, справедливо относиться в торговле. Если мы взимаем со страны ноль за продажу их товаров, а они взимают с нас 25, 50 или даже 100 процентов за продажу наших, это несправедливо и больше не может быть допущено. Это не свободная или справедливая торговля, это тупая торговля!» Чуть позже президент бросает камень в огород американских журналистов: «Почему Wall Street Journal, хотя и понимает это, никогда не упоминает о несправедливости тарифов, обычно взимаемых с США другими странами, или о многих миллиардах долларов, которые мы сейчас взимаем и которые будут вливаться в американскую казну?»
«Угрозы национальной безопасности»
«Генеральную линию партии» разъясняет и официальный сайт Белого дома, подчеркивая при этом два важных момента. Во-первых, введение торговых пошлин — это не прихоть Трампа и даже не желание вести «честную торговлю», а стремление обезопасить США. «Нынешние объемы и условия импорта стали и алюминия в Соединенные Штаты угрожают подорвать национальную безопасность, — говорится в сообщении. — Этот чрезмерный импорт в значительной степени обусловлен общемировым перенасыщением других стран в результате перепроизводства».
Выводы об угрозах чрезмерного импорта стали и алюминия действительно зафиксированы в отчетах, которые Министерство торговли США предоставляло Трампу в начале этого года (в марте разъяснения по этому вопросу также появились на сайте Белого дома).
Во-вторых, анонсированные торговые пошлины начали действовать не сразу, поскольку Вашингтон был готов обсуждать с партнерами «альтернативные способы устранения угрозы для национальной безопасности, вызванной их экспортом стали и алюминия в Соединенные Штаты». И переговоры с некоторыми странами прошли успешно. Новые соглашения по стали были достигнуты с Южной Кореей, Австралией, Аргентиной и Бразилией, по алюминию — с Австралией и Аргентиной. Освобождение от пошлин им удалось выторговать за счет снижения экспортных поставок: к примеру, Бразилия согласилась снизить годовой объем экспорта стали на 30%, а для Южной Кореи, которая первой кинулась просить Вашингтона о пощаде, были установлены квоты на ввоз металла.
Но на уступки пошли не все.
«После неоднократных задержек тарифов с целью предоставить больше времени для обсуждений Соединенные Штаты не смогли достичь удовлетворительных договоренностей с Канадой, Мексикой или Европейским союзом», — сообщает Белый дом.
Жесткая риторика
Судя по реакции европейских политиков, решение Трампа хоть и не возымело эффекта разорвавшейся бомбы, но неприятно их удивило. Европа явно уповала на нерешительность Вашингтона и рассчитывала на то, что сроки введения пошлин будут пересмотрены еще раз. От начала торговых войн американского президента накануне предостерегала канцлер ФРГ Ангела Меркель: в противном случае, по ее словам, объединенная Европа будет полна решимости действовать грамотно и единодушно.
Риторику Меркель переняли и другие европейские политики, когда Трамп в очередной раз решил продемонстрировать миру, что с ним шутки плохи. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер назвал 31 мая «черным днем для мировой торговли» и обвинил США в протекционизме: «Нам придется в ответ наложить ограничения на ряд американских товаров. Мы будем защищать интересы ЕС в полном соответствии с законодательством о международной торговле. Совершенно неприемлемо, когда страна вводит односторонние ограничения».
С резкими заявлениями выступили и представители передовых европейских стран, против которых главным образом направлены регулятивные меры США. Действия американцев навал незаконными президент Франции Эммануэль Макрон, солидарность с ним выразили в Министерстве иностранных дел ФРГ. Контрмеры против США анонсировали и в Британии.
А будет ли война?
Пока что единственной страной, которая не преминула на деле подтвердить серьезность своих намерений, стала Мексика: без лишних раздумий гордые латиноамериканцы ввели ответные пошлины. Министерство экономики 31 мая сообщило о применении «различных мер к различным продуктам» до суммы, сопоставимой с уровнем финансовых потерь мексиканского производителя от пошлин со стороны США.
А вот Европа о возможности контрмер пока только говорит. На деле обещания дать жесткий ответ ограничиваются иском Евросоюза в ВТО (канадцы действуют аналогичным образом).
Но во время рассмотрения дела в международном арбитраже (а это процесс небыстрый) пошлины со стороны США будут действовать. Да и вердикт в пользу ЕС едва ли дает стопроцентные гарантии того, что Трамп, для которого «America first», изменит свое решение.
Опять-таки на твердость своей позиции американский президент намекает в Twitter: «Когда вы терпите убытки почти в 800 миллиардов долларов ежегодно на торговле, вы не можете проиграть торговую войну! Соединенные Штаты годами обворовывались в торговле другими странами, пора стать умнее!»
When you’re almost 800 Billion Dollars a year down on Trade, you can’t lose a Trade War! The U.S. has been ripped off by other countries for years on Trade, time to get smart!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 2 июня 2018 г.
До сих пор не ясно, готова ли Европа продемонстрировать такую же решимость. Угрозы Евросоюза скорее обещают быть предметом продолжающегося торга с американцами.
Прибалтике достанется больше всего
Будучи верными союзниками США в Европе, страны Балтии оказались в затруднительном положении. Введение пошлин со стороны Соединенных Штатов может иметь для Прибалтики как экономические, так и политические последствия.
Литва, Латвия и Эстония явно не горят желанием присоединяться к лагерю противников США, поэтому заявления дипломатического корпуса республик были весьма осторожными. На встрече с Рексом Тиллерсоном главы МИД Прибалтийских республик подчеркнули, что не хотят конфронтации в этой сфере. «Мы выразили общую позицию о том, что экономические войны, торговые войны — это не то, чего мы ожидаем», — сказал литовский министр иностранных дел Линас Линкявичюс.
Обеспокоенность прибалтийских политиков понятна: в назревающем конфликте они рискуют в буквальном смысле оказаться между молотом и наковальней.
И это отнюдь не только проблема Прибалтики, но и проблема всего Евросоюза. В концепцию объединенной Европы, которая решительно и единодушно должна выступить против США, не вписываются ни прибалты, ни их соседи-поляки. Так готов ли ЕС к консолидированному ответу?
С другой стороны, разгорающийся конфликт может больно ударить по экономике Прибалтики. Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис еще в марте утешал сограждан тем, что страну «пронесет»: в торговом балансе с США у Латвии «невысокие цифры». Можно добавить, что и сталь с алюминием Латвия в Америку особо не экспортирует; дескать, чего тогда бояться пошлин? Но интегрированность Прибалтийских республик в европейскую экономику может сыграть с ними злую шутку.
Убытки, которые понесут, к примеру, передовые немецкие компании, повлияют на все их производственные цепочки, в том числе на литовский, латвийский и эстонский бизнес. И есть основания полагать, что Прибалтике достанется больше всего.
От большой войны, которую развязывают «гиганты», страдают в первую очередь слабые игроки. А самые слабые в данном случае — это страны Балтии. Жесткую капиталистическую конкуренцию они не выдерживают даже в мирное время. Что уж говорить об условиях торговой войны?
«Конкуренция ужесточится, и можно ожидать, что страны Прибалтики понесут достаточно серьезный материальный ущерб», — полагает доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. На помощь от Вашингтона или Брюсселя, которые сами будут нести колоссальные убытки, в этом случае Прибалтике рассчитывать не приходится. Словом, перспективы не самые радужные…