Дипломатический скандал между Литвой и Китаем окончательно хоронит надежды Клайпедского порта получить китайские инвестиции и урвать свой кусок от проекта «Нового Шелкового пути». Между тем предыдущее обострение отношений Литвы с Поднебесной инспирировало посольство США в Вильнюсе. Американские эмиссары в Восточной Европе последнее время игнорируют заявления своих визави о «русской угрозе», зато неизменно указывают на угрозу китайскую и требуют с ней бороться. Ценой хороших отношений с Соединенными Штатами становится отказ от надежд улучшить свое экономическое положение за счет привлечения колоссальных ресурсов Китая.
В центре Вильнюса 23 августа прошла акция солидарности с участниками протестов в Гонконге. Во время акции на Кафедральной площади появились люди с флагами КНР, как оказалось, сотрудники посольства Китая. Между ними и защитниками автономии Гонконга произошла потасовка.
Литва по прошествии полутора недель сочла необходимым возмутиться и заявить, что сотрудники дипломатических ведомств не имеют права покушаться на свободу собраний и нарушать общественный порядок в стране пребывания. Они могут молча наблюдать, но не вмешиваться в демократический процесс.
Поэтому посол Китая в Вильнюсе был вызван в МИД Литвы, где ему вручили ноту протеста. Нечего и говорить, что направленные против материкового Китая протесты в Гонконге официальный Вильнюс поддерживает, считая их проявлением демократии.
На следующий день Поднебесная ответила Вильнюсу. «Что касается ситуации в Литве, я должен сказать, что там есть все свои служебные обязательства в рамках Венской конвенции о дипотношениях. Местные законы они не нарушили», — заявил официальный представитель китайского МИД.
Скандал имел большой резонанс: помимо литовских, о нем написали многие зарубежные СМИ, включая «Голос Америки». Возможно, цель Вильнюса в этом и состояла.
Предыдущий скандал в литовско-китайских отношениях был прямо инспирирован посольством США в Вильнюсе, которое настоятельно требовало от Литвы не иметь дел с китайцами.
Агентство Reuters в мае этого года сообщило, что посол США требовал от премьер-министра Литвы запретить в стране китайские смартфоны фирмы Huawei как продукцию, представляющую угрозу безопасности союзников по НАТО. Правительство на запрет Huawei не решилось, зато литовские спецслужбы в этом году частично удовлетворили озабоченность заокеанских союзников, впервые помимо «русской угрозы» описав в своих отчетах китайскую.
Теперь Китай не хуже России «устанавливает связи с политиками Литвы», «интересуется ее внутренней и внешней политикой, военной сферой и планами на будущее». Поэтому к сотрудничеству с ним нужно подходить крайне осторожно.
В этом отношении литовские спецслужбы могут быть спокойны.
После череды дипломатических скандалов между Вильнюсом и Пекином никакого сотрудничества не будет, потому что Китай не понесет свой юань туда, где в отношении него ведут недружественную политику.
Нынешний «обмен любезностями» — лишь вершина айсберга. За последние месяцы литовские депутаты требовали изучить шпионские возможности Huawei, спецслужбы заявляли о «китайской угрозе», а Сейм Литвы приглашал в страну делегацию Тайваня как независимой страны. Пекин в ответ заявлял, что КНР никогда не вмешивалась во внутренние дела Литвы, а взамен он просит, чтобы Литва не вмешивалась во внутренние дела Китая.
Литовский истеблишмент не мог не понимать, что с мечтами о «длинном юане» после нескольких месяцев такой политики он может проститься. Не будет ни нового глубоководного порта в Клайпеде на китайские деньги, ни литовской ветки «Нового Шелкового пути», ни массовых поставок в Поднебесную литовской сельхозпродукции, которую бывшая президент Литвы Даля Грибаускайте лично ездила продвигать в Шанхай как раз в те дни, когда помощник госсекретаря США Уэсс Митчелл ездил по Восточной Европе и предостерегал союзников от сделок с китайцами.
Грибаускайте ее невольный афронт в Вашингтоне не могли не поставить на вид. И в Литве волей-неволей сделали единственный возможный в их ситуации выбор: в очередной раз предпочли политику экономике.
При этом американцев Литва как таковая не интересует. Им важен принцип.
Ни один союзник США не может считаться таковым, если он не поддерживает Америку в торговой войне с Китаем и участвует в стратегических проектах ее глобального конкурента.
В этом отношении примечателен вызвавший столько шума вояж по постсоветским республикам советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. Эта поездка особо ярко высветила тенденцию последнего времени: когда профессиональные русофобы из стран «буферной зоны» говорят американским эмиссарам о «русской угрозе», те им в ответ — про Китай.
В случае Болтона это проявилось даже с Украиной. Посреди всех разговоров о Донбассе и Крыме Болтон не преминул указать на недопустимость продажи китайцам авиационного гиганта «Мотор-Сич». Информация о том, что запорожский концерн продает в Россию двигатели для военной авиации, не обеспокоила советника Трампа по безопасности так, как опасность перехода стратегического предприятия Украины китайскому собственнику.
И если Киев хочет, чтобы Штаты и впредь его поддерживали, то пусть хоть сдает «Мотор-Сич» на металлолом, но не пускает в Запорожье Китай.
Еще интереснее, что тема Китая прозвучала и в Беларуси, которая вообще не зависит от США, выгнала американского посла и является официальным союзником России. Главная задача Запада в Беларуси — оторвать ее от Москвы — за четверть века так и не выполнена, тем не менее Джон Болтон счел нужным отвлечься от разговоров про сохранение суверенитета и независимости Беларуси (в его понимании — от Кремля), чтобы показать Александру Лукашенко в окно автомобиля на магазин Huawei в Минске. Мол, а вот это нехорошо, ай-яй-яй!
То есть для Минска вопрос одобрения Западом уже не сводится к выходу из Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ.
Чтобы заслужить полную и безоговорочную поддержку Вашингтона, Беларусь должна отказаться не только от союза с Россией, но и от участия во всех стратегических проектах на востоке, в которых белорусы видят трамплин для прыжка страны в глобальную экономику XXI века.
Это значит, никаких миллиардных азиатских рынков, никаких белорусско-китайских индустриальных парков, никаких сухопутных портов под Минском, никаких «шелковых путей»! Вместо этого будете получать кредиты МВФ на проведение либеральных реформ и гранты на продвижение демократии из фондов «Восточного партнерства».
Подобный ультиматум сейчас поставлен перед всеми странами Восточной Европы. Потенциал роста Азии колоссален, и подключение к этому росту дает колоссальные перспективы экономикам Беларуси, Украины или республик Прибалтики.
Однако США пытаются уцепиться за уходящее из рук глобальное превосходство и ставят вопрос ребром: друг моего врага — мой враг.Ценой же хорошего отношения Вашингтона станет окончательное закрепление стран Восточной Европы в роли периферии мировой экономики, политики и истории.