Концерн EuroChem Group ведет переговоры о покупке завода азотных удобрений Achema – одного из крупнейших промышленных предприятий Литвы. Возможная сделка могла бы помочь находящемуся в критическом положении литовскому предприятию, однако переговоры оказались непродуктивными из-за вмешательства президента Литвы Дали Грибаускайте: зарегистрированный в Швейцарии EuroChem Group принадлежит российскому бизнесу, а у литовских властей разработана целая система по отваживанию российских инвесторов, желающих вложиться в литовскую экономику.
В последние годы дела у одного из основных литовских производителей и налогоплательщиков шли неважно. Основными проблемами для Achema были высокие цены на газ, резкое падение цен на мировом рынке удобрений и экологические требования Евросоюза, вынуждающие предприятие в убыток себе проводить модернизацию производства.
В мае прошлого года йонавский завод закрыл три производственных цеха — производство было остановлено до тех пор, пока правительство Литвы не договорится с «Газпромом» о снижении цены на российский газ. Achema является крупнейшим в Литве предприятием — потребителем российского газа — поэтому цена на газ для завода была предметом отдельных переговоров. После того, как «Газпром» снизил цену на газ для Lietuvos dujos на 20%, Achema в одностороннем порядке тоже стала платить концерну на 20% меньше — то есть проблема с российским поставщиком так и не улажена.
Одновременно с этой проблемой у одного из крупнейших предприятий Литвы возникли проблемы с собственным государством.
Правительство Литвы сперва обязало всех крупных потребителей энергоносителей платить налог на строительство СПГ-терминала в Клайпеде, а теперь вынуждает в обязательном порядке закупать с него норвежский сжиженный газ (который даже для Achema, не получившей скидки от «Газпрома», гораздо дороже российского).
Попытки судиться с государством ни к чему не привели: Конституционный суд Литвы признал законными налоговые требования правительства.
В итоге в прошлом году завод понес 25 миллионов литов чистых убытков, а все имеющиеся у него резервы (более 100 миллионов евро) должны пойти на оплату работы СПГ-терминала и возможную выплату долга «Газпрому». Производство в прошлом месяце в очередной раз было частично приостановлено. Так что можно уверенно сказать, что трудности одного из крупнейших литовских налогоплательщиков являются хроническими.
Шанс выбраться из состояния хронического кризиса у Achema появился, когда предприятием заинтересовался внешний инвестор: желание приобрести акции группы компаний Achemos grupė изъявил зарегистрированный в Швейцарии концерн Euro Chem Group, владеющий нефтехимическими предприятиями в 90 странах мира, включая и Литву (завод фосфорных удобрений Lifosą в Кедайняе). По информации литовских СМИ, генеральный директор концерна Дмитрий Стрежнев прибыл в Вильнюс, где намерен обсудить возможную сделку с председателем правления Achemos grupė Лидой Лубене и премьер-министром Литвы Альгирдасом Буткявичюсом.
К несчастью для йонавского завода по производству азотных удобрений, потенциальный инвестор является де-факто российским: 92,2% акций EuroChem Group принадлежат российскому бизнесмену Андрею Мельниченко и его семье.
Поэтому против продажи акций Achemos grupė россиянам уже началась информационная война, в которой приняла участие лично президент Литвы Даля Грибаускайте, судя по всему, являющаяся инициатором развернутой пропагандистской кампании.
"При продаже [Achemos grupė], если акционеры примут такое решение, должен сработать закон, который мы недавно приняли, что любой инвестор в такие предприятия должен соответствовать критериям национальной безопасности. Сформированная по закону специальная комиссия должна будет провести такую проверку. Так что такие предприятия так просто не могут быть проданы, даже если они частные", — заявила Грибаускайте журналистам на пресс-конференции 31 июля.
В борьбу за «спасение» стратегически важного предприятия от прихода российских денег моментально включились литовский официоз и провластные эксперты. «Политика началась бы через возможное влияние Кремля на это предприятие и потом какое-то нелояльное поведение в отношении Литвы, предприятия, которое дает работу такому большому количеству людей, которое создает немалую часть внутреннего валового продукта. Можно дестабилизировать страну, если, скажем, предприятие специально ведут к краху или применяются другие способы воздействия. Очевидно, что такая гипотетическая опасность существует», — заявил через несколько часов после заявления президента Грибаускайте политолог Винцентас Воболявичюс.
Согласно инициированным Далей Грибаускайте поправкам к Закону об инвестициях и Закону о предприятиях и оборудовании, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности, инвестиции в стратегические секторы литовской экономики, а также в территорию, находящуюся вблизи стратегических объектов, могут быть разрешены только после проверки на предмет того, не представляет ли деятельность потенциального инвестора угрозу для национальной безопасности.
Поправки эти были предложены президентом и приняты Сеймом Литвы прошлой осенью, когда одна московская компания попыталась было основать производство неподалеку от Шяуляйского аэродрома, на котором базируются военно-воздушные силы Литвы: то есть они — очередной плод параноидальных фобий литовского политического класса. Теперь, согласно им, любой потенциальный инвестор, желающий вложиться в стратегическую важную отрасль литовской экономики, обязан пройти через проверку Департамента госбезопасности: на связан ли этот инвестор с органами российской власти, не станут ли его инвестиции инструментом политического влияния Кремля и Лубянки в маленькой, но гордой Литве?
На практике недавние изменения в литовском законодательстве, о которых применительно к Achemos grupė напомнила лично Даля Грибаускайте, ставят крест на возможности спасения единственного в Прибалтике завода по производству азотных удобрений с помощью инвестиций EuroChem Group сразу и окончательно.
Во-первых, Achemos grupė является не просто стратегически важной компанией, а стратегически важной компанией в квадрате. Помимо завода под Йонавой группе компаний принадлежат две гидроэлектростанции, парк ветровых электростанций, компания по доставке морских грузов, несколько радиостанций и еженедельная газета. То есть энергетика, транспорт, медиа — все сферы, признанные стратегически важными в плане национальной безопасности. Да и главный актив — завод по производству азотных удобрений — это целый закрытый город на 360 гектарах земли, над территорией которого запрещено летать самолетам и который находится под особым контролем ДГБ.
Во-вторых, выразители мировоззрения литовских властей уже дали понять, что в их понимании любой российский бизнес априори является агентом кремлевского влияния — «рукой Москвы». «Поскольку в России разделения между частным бизнесом и государством реально не существует, так что эта опасность (влияния Кремля на Литву через Achema – прим. RuBaltic.ru) вполне реальна», — заявляет политолог Винцентас Воболявичюс. Вся постсоветская история Литвы с лишением «Газпрома» контроля над литовской газотранспортной системой, многосерийным трагифарсом с отказом продавать Мажейкяйский НПЗ какой бы то ни было российской компании, будь то Лукойл, ЮКОС или Роснефть, подтверждают, что это мнение — позиция всего литовского правящего класса.
Поэтому история с продажей одного из крупнейших литовских налогоплательщиков российскому инвестору закончилась, толком не начавшись.
Сразу вслед за заявлением по Achema Дали Грибаускайте председатель правления Achemos grupe Лидия Лубене распространила пресс-релиз о том, что концерн не продается и она как истинный патриот своей страны сделает все, чтобы сохранить завод под Йонавой и другие активы группы компаний литовскими.
«Моя задача - сохранить концерн литовским и целостным, продолжать начатую Бронисловасом Лубисом работу. Хочу не в первый раз подчеркнуть, что ни концерн Achemos grupe, ни йонавский завод проданы не будут, и такая возможность даже не обсуждается», — заявила Лубене.
Так что литовские «патриоты» получили еще одно основание восхищаться своей несгибаемой г-жой президентом: остановила-таки проникновение в Литву очередной «руки Москвы»! Правда, лишившись потенциального инвестора, Achema лишилась и шанса променять свое жалкое существование на более завидную долю. Теперь этот завод в лучшем случае продолжит функционировать через пень-колоду с хроническими трудностями, все более напоминая пресловутый Мажейкяйский НПЗ. А в худшем случае — закроется, повторив судьбу бесчисленных обанкротившихся литовских заводов. Но в этом случае у Дали Грибаускайте, правительства и прочих «патриотов» Литвы уже готово классическое оправдание — еще одним «советским монстром» стало меньше — что же поделаешь, не вписалось в рынок «проклятое наследие оккупации».