Литовскую эпопею с «обретением энергетической независимости от России» можно считать законченной: Литва, давясь от унижения, признала, что покупает для СПГ-терминала в Клайпеде сжиженный природный газ из России. Анекдотичность ситуации усиливают попытки оправдать себя тем, что это газ не «Газпрома», хотя «Газпром» утверждает, что Литва закупает для СПГ-терминала и его сжиженный газ. «Газпром» не «Газпром» в данной ситуации — один черт: важно, что терминал Independence, созданный для «энергетической независимости» от России, медленно, но верно переходит на поставки СПГ из России.
«Плавучая регазификационная установка "Маршал Василевский", как и планировалось, выходит на объемы экспортных поставок, снабжая в настоящее время газом не только Калининградскую область, но и терминал в Клайпеде», — заявил на прошлой неделе заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов.
Высокопоставленный топ-менеджер энергетического гиганта в силу невысокого интереса к Литве и незнания тонкой душевной организации литовских партнеров «Газпрома», их комплексов и фантомных болей, сам не понял, что он их, популярно выражаясь, «спалил».
Покупка для нужд терминала Independence СПГ «Газпрома» из Калининградской области по литовским меркам «зрада» таких вселенских масштабов, что вынесет мозг любому литовскому «патриоту» (если он, конечно, у него есть).
СПГ-терминал Independence в Клайпеде затевался с официальной целью преодоления монополии «Газпрома» на газовом рынке Литвы. Про калининградский же терминал СПГ литовскому народу сразу популярно объяснили, что его построили для того, чтобы отключить Литве газ. После ввода в эксплуатацию терминала «Маршал Василевский» Москва может смело закручивать вентиль газопровода, который идет в Литву: Калининградская область, получающая газ от того же газопровода, без «голубого топлива» не останется.
После всех этих страшилок новость о закупке клайпедским СПГ-терминалом продукции «Газпрома» с «Маршала Василевского» — разрушение картины мира потребителя пропаганды литовского телерадио. Понятное дело, руководство Independence ничего о «сделке века» не сообщило, а когда литовских партнеров «спалил» представитель «Газпрома», ушло в «глухую несознанку» и стало все отрицать.
«Газ на Клайпедский терминал СПГ никогда не поставлялся и не поставляется из Калининградской области», — заявила Klaipedos nafta представитель по связям с общественностью Оринта Барткаускайте. Пресс-секретарь государственной Lietuvos energija Артурас Катлярюс также заверил литовцев, что клайпедский СПГ-терминал не имеет никаких дел с калининградским «Маршалом Василевским».
Дадим литовским чиновникам фору и предположим, что Виталий Меркулов ошибся или даже попросту соврал (хотя зачем зампреду правления «Газпрома» врать в таком мелком вопросе, решительно непонятно). Репутацию Литвы это все равно не спасет.
Под шумок скандала с «Маршалом Василевским» литовский официоз «тихой сапой» признал то, что сначала тоже пытались замалчивать и отрицать: СПГ-терминал Independence на постоянной основе получает сжиженный природный газ у России.
В конце мая Independence дважды за несколько дней поучал партии СПГ из российского Высоцка в Ленинградской области. Предположительно партии российского СПГ предназначались для йонавского завода минеральных удобрений Achema: главного потребителя продукции СПГ-терминала, находящегося на грани банкротства из-за непомерной дороговизны поступающего туда американского, катарского и норвежского СПГ.
Литовские СМИ выдают новости о сотрудничестве Independence с Высоцком так, словно ничего особенного не происходит. Как будто так и надо. Между тем факт сотрудничества с россиянами тоже сначала пытались скрыть от литовцев. Когда российская компания «Новатэк» весной отправила в Клайпеду первую партию продукции завода «Криогаз-Высоцк», менеджмент литовского терминала засекретил сделку.
Тайна открылась по чистой случайности: международная система слежения за судами в Балтийском море «Рефинитив эйкон» сообщила, что из семи грузов со сжиженным природным газом, вышедших из Высоцка, три приняла Клайпеда. Партия «ландсбергистов» в Сейме Литвы тогда даже сочинила парламентский запрос с требованием объяснить, как их «энергетическая независимость» могла принимать СПГ из России?
Так, может, не стоит возводить напраслину на топ-менеджера «Газпрома» и предполагать, что уважаемый человек ошибся, перепутал или соврал? Завтра Литва совершит еще один coming out и, пунцовея от смущения, скажет: да, мы покупаем сжиженный газ у «Газпрома» в Калининградской области.
Но даже если и не покупает, систематических поставок продукции «Новатэка» в Клайпеду уже достаточно.
Литва сделала полный круг и вернулась в исходную точку.
Борьба за «обретение энергетической независимости от России» заканчивается восстановлением энергетической зависимости от России.
Независимость, Independence — имя собственное клайпедского СПГ-терминала, — означает независимость от России. Independence с грандиозной помпой открывали 5 лет назад ради того, чтобы получать туда газ не из России. Спустя 5 лет СПГ-терминал получает газ из России.
Литовские «патриоты» пытаются спасти лицо, оправдываясь, что борьба велась не с Россией, а конкретно с «Газпромом», с его энергетической монополией. Да, получаем газ из России, но от частной газовой компании, а не от «Газпрома». А от «Газпрома» не получаем — врет он все!
Оправдание откровенно неуклюжее, вызванное необходимостью возразить хоть чем-то. «Газпром», «Новатэк» — какая разница, если по литовской же официальной идеологии весь нефтегазовый бизнес в России контролируют siloviki, и за каждой нефтегазовой компанией стоит Кремль?
Так что для Литвы происходит возвращение на круги своя. Российский газ в Балтийском регионе — самый дешевый, самый удобный по поставке, самый выгодный. Стали искать альтернативу трубопроводному газу — сжиженный тоже самый выгодный — из России. Или покупать его, или объявлять банкротами работающие на газе литовские предприятия.
С политической точки зрения, энергетический разворот от Москвы на 360 градусов, конечно, позор для литовского руководства.
Правительство и президентура Литвы достойны Шнобелевской премии в номинациях «политическая проницательность» и «стратегическое планирование» за такое «гениальное» решение: построить в пику России СПГ-терминал, чтобы покупать для него газ из России.
Аплодируем стоя!