В США обанкротился первый крупный производитель сланцевой нефти: компания Whiting Petroleum из штата Северная Дакота оказалась не способна платить по счетам. «Нефтяная война» крупнейших мировых экспортеров «черного золота» поставила сланцевый сектор США на грань коллапса менее чем через месяц после провала переговоров Саудовской Аравии и России.
То, что происходит с нефтью, Financial Times называет жесточайшим кризисом за последние 100 лет. С выводами авторитетной газеты трудно не согласиться. По экспортерам «черного золота» бьет как резкое снижение спроса из-за ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, которые принимаются во всем мире, так и авантюрные попытки «саудитов» затопить и без того перенасыщенный рынок.
Убийственное сочетание объективных и субъективных факторов приводит к тому, что цены на нефть опускаются все ниже.
Страдают все без исключения. Расчетная цена на российскую нефть Urals недавно стала отрицательной: при ее доставке из Нижневартовска в Роттердам, по подсчетам агентства Argus, поставщики не только не получают прибыли, но и несут убытки. Саудовская Аравия не знает, что делать с излишками своей продукции — заполненные танкеры покидают порты Персидского залива, не имея конечного пункта назначения.
Из-за колоссальных потерь королевству уже пришлось снизить некритичные статьи расходов госбюджета, а Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщает, что Эр-Рияд задумывается о продаже части акций компания Saudi Aramco.
Сделка якобы принесет саудитам 10 миллиардов долларов и создаст финансовую подушку для продолжения ценовой войны. Впрочем, сейчас акции нефтяных компаний торгуются отнюдь не по самым высоким ценам.
Если власти Саудовской Аравии действительно рассматривают такой вариант, то положение у них крайне тяжелое.
Экономика США куда меньше зависит от торговли углеводородами, но для представителей американского сланцевого сектора это скорее плохая новость. Если русские и саудиты будут бороться за своих нефтяников до конца (у них просто нет другого выхода), то Трамп избавлен от этой необходимости.
Сами сланцевики, судя по публикациям западной прессы, все больше недовольны президентом США, который якобы не понимает серьезности ситуации. Или просто не хочет предпринимать решительных действий, чтобы поломать план Сечина.
Глава «Роснефти», напомним, прогнозирует, что цены на «черное золото» уже к концу года могут подняться до 60 долларов за баррель, если сланцевая нефть уйдет с рынка.
То есть в ценовой войне ни Россия, ни Саудовская Аравия в среднесрочной перспективе не проиграют — проиграют США.
Как показывают события последних дней, угрозы Сечина «прогнать» сланцевиков — это отнюдь не красивая фигура речи.
Крупная компания Whiting Petroleum, которая работает на месторождении сланцевой нефти в Северной Дакоте, уже фактически объявила себя банкротом.
Кредиторам она предложила конвертировать долг в размере более двух миллиардов долларов в 97% акций компании.
И это только первая ласточка. Многие американские бурильщики испытывают давление: банки и держатели облигаций требуют от них обслуживать огромные долги, набранные в «тучные» годы высоких цен на энергоносители. Но при цене американской нефти марки WTI около 20 долларов за баррель это становится невыполнимой задачей.
Если ситуация не изменится, в ближайшее время по стопам Whiting Petroleum пойдет еще несколько крупных компаний.
Даже в западной экспертной среде никто не спорит, что сланцевой добыче грозит катастрофа. «Все согласны с тем, что производство в США получит больший удар, чем в прошлый раз, когда оно опускалось перед взлетом, — пишет энергетический журнал World Oil. – До 70% из 6000 бурильщиков сланцев (в США — прим. RuBaltic.Ru) могут обанкротиться, и ожидается, что одна треть сланцевых рабочих потеряет свою работу».
Впрочем, опрошенные тем же журналом эксперты призывают не драматизировать ситуацию. Они предлагают весьма необычный план спасения сланцевой промышленности.
Суть его сводится к тому, что компаниям-лузерам помогать не нужно — пусть они банкротятся.
Дескать, вслед за спадом наступит очередной сланцевый бум, поскольку эта отрасль якобы демонстрирует удивительную способность саморегулирования.
«Компании становятся банкротами, но скалы не банкротятся, — утверждает американский экономист, известный исследователь истории нефти, вице-председатель IHS Markit Ltd Дэниел Ергин. — Когда все это встряхнется, появятся другие люди, которые будут разрабатывать сланец».
Ему вторит энергетический аналитик Janus Henderson Investors Ной Барретт: инфраструктура нефтедобычи никуда не денется. Whiting Petroleum и другие компании прогорят, цены восстановятся, и кто-то другой снова будет бурить скважины. Чисто технологически это возможно: североамериканский сланец представляет собой очень плотную породу, которая не деградирует даже в случае остановки производства. Другие страны — те же Россия и Саудовская Аравия — подобным преимуществом не обладают.
В аналитической записке Goldman Sachs и вовсе говорится, что именно сланец из-за своих физических особенностей может стать победителем ценовой войны.
Нефтяные компании обязательно будут останавливать добычу, а когда спрос вырастет и цены поползут вверх, американцы сумеют восстановить производство быстрее конкурентов. «Гибкость сланца, вероятно, будет окончательно монетизирована производителями, как только спрос начнет восстанавливаться, чтобы заполнить любой глобальный разрыв в предложении», — утверждает аналитик Goldman Дэмиен Курвалин.
В общем, вера в «сланцевое чудо» не оставляет американцев даже в час самых трудных испытаний. Но один важный момент они почему-то упускают из виду. Скалы, которые, по словам Ергина, не банкротятся, все же не добывают нефть самостоятельно — этим занимаются компании. А компаниям нужны большие деньги, которые они получают в виде заемных средств (вся американская сланцевая промышленность держится на кредитах). Так будут ли инвесторы вкладывать миллиардные состояния в сектор, который однажды уже потерпел крах?
Где гарантии, что очередная нефтяная война США и Саудовской Аравии снова не приведет к банкротству отечественных нефтяников?