Польская государственная компания PGNiG начинает работать на распределительной станции сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде. Четыре месяца назад Литва сдала ее в аренду нефтегазовому гиганту из соседней страны. Согласно изначальному бизнес-плану, объект должен был стать прибыльным к 2020 году, но с прибылью дела явно не заладились — пришлось обращаться к полякам, которые активно осваивают рынок СПГ. Для Литвы это типичная история: любые потуги обрести «энергетическую независимость» от России приводят к усилению энергетической зависимости от Польши.
В прошлом году Klaipedos nafta решила сдать в аренду свою малотоннажную распределительную станцию, состоящую из пяти резервуаров. В конкурсе участвовали пять компаний, самые выгодные условия в итоге предложила PGNiG. Литовские власти от сделки были в восторге и нахваливали польскую компанию, у которой есть большой опыт и компетенция в сфере торговли СПГ.
Правда, такой же компетенцией должна обладать и сама Klaipedos nafta — оператор гигантского терминала в Клайпеде с многолетним стажем.
И именно она должна была эксплуатировать построенную в 2017 году газораспределительную станцию.
По крайней мере, бывший глава компании Миндаугас Юсюс рассказывал соотечественникам об экономических перспективах проекта: «Согласно нашему бизнес-плану, станция должна стать прибыльным объектом в 2020 году. До того времени мы видим последовательный рост деятельности, а более стремительный рост потребности в ее услугах мы видим между 2020 и 2025 годами».
Неизвестно, какие просчеты были допущены в этом бизнес-плане, но станцию в итоге пришлось отдавать в чужие руки. Аккурат накануне 2020 года, когда вроде бы пришла пора снимать «сливки».
У происходящего есть только одно разумное объяснение: очередной литовский проект в сфере энергетики оказался провальным.
По каким-то причинам Klaipedos nafta не смогла наладить работу газораспределительной станции, не нашла рынки сбыта малотоннажного СПГ. На помощь пришли продвинутые поляки. Впрочем, о какой помощи идет речь? PGNiG нужна прибыль, которая по задумке Юсуса и компании должна была пополнять бюджет республики. Литовской Республики, а не польской.
А вот интерес Польши вполне понятен.
Ее активность в сфере СПГ закономерно активизируется в связи с анонсированным отказом от продления Ямальского контракта с «Газпромом».
PGNiG сообщает о растущем интересе транспортных компаний к использованию сжиженного газа в качестве топлива — недорогого и экологически чистого.
Примечательно, что всего через несколько дней после заключения договора с Klaipedos nafta польская нефтегазовая компания подписала еще одно соглашение. В течение семи лет она поставит более 150 тысяч тонн сжиженного природного газа польской же фирме DUON Dystrybucja, которая занимается распределением топлива через собственную инфраструктуру.
Доставлять продукцию PGNiG будет с СПГ-терминала в Свиноуйсьце и малотоннажных СПГ-заводов, которые находятся в ее управлении. С 1 апреля 2020 года добавился еще один источник — станция приема и перевалки СПГ в литовской Клайпеде.
В Klaipedos nafta этому радуются: дескать, именно в соседней Польше и нужно искать счастье, здесь рынок СПГ развивается особенно активно. Глупо не использовать это преимущество! Только непонятно, что помешало оператору СПГ-терминала в Клайпеде напрямую заключить договор с DUON Dystrybucja.
Польская компания будет поставлять газ другой польской компании СПГ, который та распределит между польскими же потребителями. А где в этой схеме Литва?
Она получает свою часть прибыли (вероятно, довольно скромную) и молча наблюдает, как построенный ею объект эксплуатирует PGNiG.
Подобные казусы «энергетической независимости» с Литвой происходят не в первый раз. Достаточно вспомнить судьбу Мажейкяйского НПЗ — единственного нефтеперерабатывающего завода в Прибалтике, который после распада СССР хотел приобрести «Лукойл».
Литовский истеблишмент сделал выбор в пользу новых геополитических хозяев и отдал завод американской компании Williams.
Та благополучно обанкротилась, заявив, что не сможет отдать полученные от правительства Литвы кредиты.
Ущерб от приватизации НПЗ был оценен в полтора миллиарда литов, сделку с американцами новоизбранный президент Роландас Паксас назвал «вредительством национального масштаба».
Впрочем, ему вскоре объявили импичмент, а контрольным пакетом акций предприятия Mažeikių nafta в 2006 году завладела польская нефтяная компания PKN Orlen.
«Лукойл» и «Роснефть» снова остались не у дел. Вероятно, до экономических расчетов, которые показывали целесообразность сотрудничества с российскими компаниями, дело даже не дошло. Власти прибалтийской республики исходили из того, что отдать Мажейкяйский НПЗ можно кому угодно, но не москалям.
«Литве в отношении и политической, и национальной безопасности нужно не допустить, чтобы Mazeikiu nafta досталась российским компаниям, то есть возрождаемой и расширяемой российской энергетическо-политической империи», — заявлял лидер консерваторов и на тот момент председатель Сейма Литвы Витаутас Ландсбергис.
Собственно, стремление Вильнюса обрести энергетическую независимость от Москвы еще в 1990-е годы вылилось в идею объединить газотранспортные системы Польши и Литвы.
Проект интерконнектора в итоге получил название GIPL (Gas interconnection Poland-Lithuania) и был одобрен Еврокомиссией как представляющий общий интерес.
«Эта инвестиция принесет плоды в виде свободного потока энергии в Европейском союзе», — говорил экс-глава ЕК Жан-Клод Юнкер. Как именно должна будет двигаться энергия? Догадаться нетрудно, если вспомнить о притязаниях Польши на роль нового газового хаба в Восточной Европе.
Для этого она планирует расширить СПГ-терминал в Свиноуйсьце и получать норвежское «голубое топливо» по морскому трубопроводу Baltic Pipe. А излишки топлива хорошо бы сбывать на стороне.
«Учитывая, что у Польши будет доступ к альтернативным источникам получения газа, будь то газопровод с Норвегией или расширенный терминал сжиженного природного газа в Свиноуйсьце, мы для энергетической безопасности сможем предложить газ странам Балтии, в том числе Литве», — заявлял замминистра энергетики Польши Михал Куртыка.
И ничего страшного, что у Литвы в Клайпеде стоит собственный терминал. Может, и его скоро передадут полякам? Для полной оптимизации производства.