Политики США во главе с Дональдом Трампом настойчиво выступают против реализации проекта «Северный поток — 2», мотивируя это тем, что рост рыночной доли «Газпрома» приведет к «нарушению энергетической безопасности ЕС». Пока они переживают за то, какой газ будет покупать Европа, помогать самим Соединенным Штатам приходится российским компаниям.
В России привыкли резко критиковать правительство, чиновников, политиков за их нерасторопность, за то, что они порой принимают меры только после каких-то ЧП, не умея предотвращать их. Да, эта критика бывает вполне справедливой, но слишком часто она сопровождается такими укорами: «На Западе чиновники и государство работают намного лучше, больше заботятся о своих гражданах». Получается, что Запад — некий «град на холме». Он позиционируется как образец для подражания в статьях сторонников либеральной демократии и экономики, однако имеет мало общего с реальным положением дел. Раз уж мы рассуждаем о газе, давайте попробуем проанализировать одну историю.
Единственный крупнотоннажный завод по производству СПГ в США — Sabine Pass, он расположен в штате Луизиана, на самом юге страны. Зимой этого года в северном штате Массачусетс установилась аномально морозная погода. Выяснилось, что немалое количество ТЭЦ, работавших на родном американском угле, закрыто из-за требований экологов. Также в энергетической системе штата выросла доля ВИЭ (возобновляемых источников энергии) и электростанций, использующих природный газ, так как они предлагают более дешевую электроэнергию.
Итак, мороз расставил все по местам. Стало ясно, что ветровые электростанции и солнечные панели ситуацию исправить не в силах, все рассказы о том, что ВИЭ могут полноценно заменить традиционную энергетику — всего лишь пропаганда, миф и блеф. «Оставшиеся в живых» угольные ТЭЦ работали на пределе возможностей, но их было слишком мало, а такое понятие, как «пиковая котельная», жители штата давным-давно успели забыть.
А привычных для жителей России или Восточной Европы коптящих и дымящих котельных там просто нет, как не наблюдалось и радости от того, что «сберегли природу». Нет, оно, конечно, радостно, но очень уж холодно.
В результате цена на природный газ выросла до каких-то фантастических сумм — тысяча кубометров стоила невероятные 3 400 долларов.
Да, продержалась она на таких рекордных отметках недолго, пару недель. Но в этой ситуации хочется вспомнить многочисленные рассказы о том, что поставки СПГ намного более гибкие и намного более оперативные, чем этот «никчемный трубопроводный вариант» со всякими там компрессорными станциями, которые в наш век компьютеризации и постиндустриальной экономики должны просто умереть.
Вот в Европу старомодный «Газпром» всяких труб понакидал, замучил уже всю передовую рукопожатную общественность — ужас просто! При этом европейские страны в мороз платили за тысячу кубов газа не более 230 долларов.
А в штате Массачусетс трубопроводов нет. И ни федеральное правительство, ни правительство штата не задумывались о том, что могут прийти морозы. Угольная котельная не выдерживает конкуренции с дотируемой ВИЭ-генерацией, поскольку за выбросы углекислого газа нужно платить штраф. Закрывайтесь, мистер предприниматель, у вас никчемный бизнес. Все в Бостоне красиво, ржавые трубы котельных давно ликвидированы, пейзаж в полном порядке, вот только холодно. Выкупить устаревшую угольную ТЭЦ, чтобы она «осталась в живых», а не пошла под ковш бульдозера, никаким властям в голову не пришло. И американские СМИ об этом помалкивали.
Международные трейдеры в декабре продолжали упорно отгружать свой газ в Юго-Восточную Азию (ЮВА) по 500–600 долларов за тысячу кубометров, газовозы тащили его через Панамский канал — а газ, который куда как ближе, принимали дороже в 6–7 раз!
Как понять такое поведение? Боялись, что сорвут графики поставок по долгосрочным контрактам… Но тогда к чему разговоры про большую оперативность СПГ по сравнению с трубопроводными поставками? Газовые трейдеры — это ведь, по сути, спекулянты, просто очень крупные. Чтобы не сорвать график — купи СПГ за две цены у Кувейта и доставь куда надо, в Японию там с Южной Кореей, а свой по 6–7 цен перекинь в Бостон, все равно прибыль будет исчисляться сотнями процентов!
Не хочет Кувейт продавать за две цены — предложи три, и он согласится. Но — ничего подобного, американский газ уходил в Юго-Восточную Азию, а для американских потребителей СПГ везли из окрестностей Северного полюса.
Последовательные защитники либеральной демократии могут нам возразить: зимняя история никогда не повторится! Ну что ж, посмотрим.
В июле в Южной Калифорнии дневная температура превысила 40 градусов по Цельсию, кондиционеры работали во всех помещениях круглые сутки. Неизменные спутники экологов — солнце и ветер — снова не смогли справиться с коллапсом. В итоге цена на природный газ выросла до 1 340 долларов за тысячу кубов.
Зимой — холодно, летом — жарко, а газовых трубопроводов, как выясняется, нет ни в Массачусетсе, ни в Калифорнии. Дональд Трамп занимается судьбой «Северного потока — 2» и украинским транзитом, а граждане США в это время задыхаются от жары и переплачивают за электроэнергию.
Внимание, вопрос: откуда везут сейчас СПГ в Калифорнию? Ответ: 27 июля прибыл рейс (барабанная дробь!) с газом от «Ямал СПГ». А теперь откройте карту США и посмотрите, где Луизиана с ее Sabiea Pass и где Сабетта (поселок в Ямальском районе, где находится завод по производству СПГ). Прикиньте сами маршруты до Калифорнии. Летние цены в ЮВА — 425 долларов за тысячу кубометров, вот туда через Панамский канал и идет американский газ, а в Америку СПГ снова тащат из Заполярья. А еще везут из Мексики — там тоже есть СПГ-заводы, еще перехватывают из Кувейта. Откуда угодно — но не из Луизианы. А Трампа в это время беспокоит энергетическая безопасность ЕС.
Разгадка этого абсурда проста. В 1920 году в США был принят закон Джонса, регулирующий каботажные перевозки от одного порта на побережье США до другого. Закон этот «универсален» — по нему каботажными считаются даже перевозки с Атлантического до Тихоокеанского побережья. И осуществлять каботажное плавание могут только американские компании на судах, построенных в США и ходящих под американским флагом, при этом все члены экипажа должны иметь либо гражданство, либо постоянный вид на жительство в Соединенных Штатах. Одно «но»: в США не производят газовозы — нет там заводов, на которых освоены необходимые технологии! Потому доставлять газ из Сабетты и из Австралии в Калифорнию можно, а из Луизианы — запрещено законом.
Знаете, кто протестует и призывает отменить закон Джонса? Сенатор Маккейн. В последний раз он выступил с этой инициативой в июне, но ему мгновенно закрыли рот, обвинив в «пособничестве судостроителям Китая». Все привыкли считать Маккейна безумцем, но тогда какими словами прикажете характеризовать его оппонентов?
Пока демократы с республиканцами меряются самолюбием, в Калифорнии американцы изнывают от зноя, в Массачусетсе лязгают зубами от холода, а Трамп решает проблемы энергетической безопасности ЕС.
Контраргументы тоже ясны. Магистральные трубопроводы — дорого, хлопотно и попросту долго. Но собраться и проголосовать за исключения из закона Джонса для судов-газовозов — это дешево и быстро, и это действительно обеспечивает энергетическую безопасность Соединенных Штатов. И вот эти люди рассказывают всюду, как они будут поставлять СПГ в Европу, а мы их внимательно слушаем, анализируем их инициативы, спорим друг с другом. А стоит ли?
Вывод прост: критиковать правительство России нельзя. Можно и нужно, если оно принимает ошибочные решения. Но говорить о том, что «в России все плохо, а на Западе все замечательно», — вот этого делать точно не стоит: глупость получится.