Закончился переходный период использования в Латвии евро. За эти полгода цены на продовольствие в стране выросли на 20%, увеличились налоги и тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Однако правительство упорно утверждает, что введение евро на населении никак не сказалось: годы манипуляций со статистикой в правительстве Домбровскиса не прошли даром – вот она, новая «история успеха».
Полугодовой юбилей использования европейской валюты Латвия «отпраздновала» акцией протестов грузоперевозчиков, парализовавших дорожное движение в центре Риги. Грузовики практически полностью перекрыли проезд на участке набережной между Вантовым и Каменным мостами, остановив движение и на ближайших улицах. Участники пикета протестовали против введения пошлин с грузового транспорта на пользование латвийскими дорогами. Дороги в Латвии для грузовиков стали платными, дальнобойщики теперь должны покупать так называемые евровиньетки – и это одно из косвенных следствий договорённостей правительства с ЕЦБ по введению в Латвии евро, ведь членство в еврозоне предполагает скоординированную фискальную политику.
«Вступив в еврозону, мы начали вносить деньги в её стабилизационный фонд – помогать Греции и другим бедствующим странам. Эти деньги от нас самих же надо собрать, следовательно, пошло повышение налогов. Сейчас введён новый налог на грузоперевозки, затем возьмутся за зубных врачей – нужны новые деньги для перечисления в ЕС, поэтому сейчас под пресс попадут те группы налогоплательщиков, на которые раньше не обращали внимания», - заявил RuBaltic.ru латвийский экономист, региональный вице-президент «Альянса за европейскую демократию» Нормунд ГРОСТИНЬШ.
Между прочим, по статистике МВФ за 2013 год Латвия занимает 49 место в мире по уровню ВВП на душу населения, а греки, португальцы, испанцы и прочие «бедствующие» народы Южной Европы живут на один-два порядка богаче. Греция по подушевому ВВП находится на 37 месте, Португалия – на 39-м, а Испания так и вовсе на 26-м.
И именно им, по идее, должна теперь помогать «богатая» Латвия со своего 49 места.
Всё потому что уровень экономического развития международная финансовая бюрократия считает не в измеряемом тем или иным способом материальном благополучии населения, а в показателях макроэкономической статистики. Правительства Греции, Португалии и им подобных накопили государственных долгов, повышая зарплаты, пенсии и социальные выплаты, и на этом основании их страны считаются теперь неблагополучными полубанкротами. Правительство Домбровскиса, напротив, несколько лет «резало» все социальные расходы – пенсии, например, не индексировало с 2008 года. Зато государственный долг низкий и безработица невелика (неважно, что это потому, что из страны эмигрировал каждый четвёртый) – на этом основании Латвия признаётся преуспевающей и состоятельной. А значит, никто в еврозоне латвийцам помогать не будет, наоборот, они сами должны скидываться на помощь «несчастным» португальцам, у которых пособие по безработице в два раза больше, чем в Латвии средняя зарплата. Вопрос, стоило ли ради этого вступать в еврозону, остаётся риторическим.
Впрочем, это всё долгосрочные последствия вступления в еврозону.
Самым насущным и самым болезненным итогом введения евро для Латвии является рост цен, причём на товары первой необходимости, включая продовольственные.
Вопреки заявлениям чиновников и политиков «Единства», все эти полгода уверявших, что цены не растут, латвийские потребители, ходящие по магазинам, считают иначе. Ещё в марте социологический опрос «Латвийского барометра DNB» показал, что абсолютное большинство населения (87%) отмечает: цены после введения евро повысились. Затем издание «Nra.lv» провело своё расследование.
В результате выяснилось, что цены на продовольствие в Латвии за полгода выросли на 20%.
«Из-за вступления в еврозону цены были театрально заморожены на несколько месяцев, а позже начался стремительный рост – в некоторых случаях по евроценту в день», - пишет издание. Согласно «Nra.lv», стоимость 200 граммов сливочного масла в начале 2013 года составляла 0,97 лата; весной 2014 года – уже 2,21 евро (1,55 лата). Литр молока в 2013 году стоил 0,63 лата; сегодня – уже 1,02 евро (0,72 лата). Стоимость сметаны (200 граммов) соответственно – 0,40 лата и 0,75 евро (0,52 лата); 400 граммов сосисок – 1,65 лата и 3,29 евро (2,31 лата); творожного сырка «Kārums» – 0,17 лата и 0,34 евро (0,24 лата); килограмма сахара – 0,78 лата и 1,20 евро (0,84 лата).
Однако в правительстве и правящей партии по-прежнему утверждают, что из-за введения евро цены в Латвии не выросли.
«Была проделана определённая статистическая манипуляция: предприятиям накануне перехода на евро было неформально сказано – в следующий период вы не имеете права повышать цены, потому что страна переходит на евро, но если вы предоставите любые другие причины, то приложите соответствующий документ и можете повышать. Мы тогда будем считать это повышение в другой графе. Путём такой вот административной манипуляции правительство и Центральный банк добились того, что они могут выйти с данными Центрального статистического управления и сказать – нет, из-за евро цены последние полгода не росли. Если росли, то по другим причинам. Предприятиям же было прямо сказано – если вы повысите цены из-за евро, то будете наказаны; если же придумаете другие причины, то тогда ладно – капитализм, ничего не поделаешь», - объясняет этот парадокс Н. Гростиньш.
Так что перед нами ещё один пример того, из чего складывается «история успеха» правительства Домбровскиса и наследующего ему правительства Страуюмы – из манипуляций с бухгалтерскими книгами.
Сколько уже было таких манипуляций во времена героической борьбы с кризисом! Продемонстрировать цифры сокращения безработицы, не уточняя, что безработица сокращается не оттого, что в Латвии восстанавливается экономика и появляются рабочие места, а оттого, что население бежит из страны работать в Лондон и Норвегию. Объявить Латвию лучшей экономикой в ЕС на том основании, что она выросла на 5% после падения на 20%. Увеличить долю евродотаций до 20% ВВП и заявить, что латвийская экономика стремительно развивается. Теперь вот заявить о полностью безболезненном для населения переходе на евро, проведя рост цен продуктов минимальной потребительской корзины на 20% по другим статьям.
За такую «историю успеха» Домбровскис, Вилкс и другие отвечающие за экономику лидеры страны реально заслуживают самой престижной премии. Но только не по экономике. «Лучший фокусник-манипулятор» или «Лучшая мистификация» - в этих номинациях первым лицам Латвии не будет равных.