Мощное авиастроение было одним из главных символов научно-технического потенциала, который достался Украине в наследство от Советского Союза. Сегодня от него осталась только вывеска знаменитого на весь мир конструкторского бюро «Антонов». С 2016 года «незалежная» не построила ни одного серийного самолета, хотя майданные власти все время убеждали народ, что процесс вот-вот пойдет. Аналитический портал RuBaltic.Ru предлагает читателям вспомнить главные «перемоги» украинского авиастроения последних лет, которые показывают, в каком удручающем состоянии находится авиационная отрасль.
Мечта о «Мечте»
Самолет Ан-225 «Мрия» («Мечта») — пожалуй, главное достояние конструкторского бюро «Антонов». Построенный более тридцати лет назад, этот самолет до сих пор обладает самой большой в мире грузоподъемностью. Пиариться на нем — дело благородное, но уж больно нелепо выглядят «патриоты» на фоне махины, которую создал ненавистный советский режим.
Как исправить ситуацию? Очень просто: довести до ума второй экземпляр Ан-225, от которого с советских времен остались центроплан, фюзеляж и крыло. И можно с чистой совестью предъявлять миру эту машину как достижение «незалежного» самолетостроения. Вот только деньги на вторую «Мрию» за все годы независимости найти так и не удалось.
В 2016 году наметился прорыв: «Антонов» и китайская компания Aerospace Industry Corporation of China (AICC) подписали соглашение о сотрудничестве по программе Ан-225.
Предполагалось, что на первом этапе «Мрия» будет достроена и продана в КНР. А затем в Китае по лицензии ГП «Антонов» начнется серийное производство самолетов-гигантов, не говоря уже о заказах на другие модели, которые согласилось авансировать AICC.
Разве это не прорыв? Президент ГП «Антонов» Александр Коцюба разогнал настоящую пиар-компанию украинско-китайского проекта, рассказывая согражданам, что страна буквально стоит на пороге новой эры самолетостроения.
Нашлось немало недовольных, которые считали, что нельзя китайцам отдавать национальное достояние. Но поводы для беспокойства вскоре исчезли.
К концу 2017 года китайское информационное агентство Sohu сообщило, что КНР потеряла интерес к самолету.
Как выяснилось после углубленного исследования, большая часть аэропортов в мире просто неспособна принимать такую громадину.
С тех пор о втором экземпляре Ан-225 на Украине стараются не вспоминать. Зато в декабре прошлого года с помпой отмечали 30-летие первого полета «Мрии»: рассказывали, как Украина построила самый большой в мире самолет, как она еще что-нибудь построит и как всех победит.
Афера вместо контракта
Еще одна большая «победа» украинского авиапрома — это самолет Ан-178, который совершил первый полет в 2015 году. Буквально сразу же на него обратили внимание зарубежные компании.
В том же месяце генеральный конструктор «Антонова» Дмитрий Кива заявил, что предварительный пакет заказов на новую модель составляет примерно 100 единиц. Для страны, которая к тому времени практически перестала производить самолеты, цифра просто умопомрачительная.
В реальности все оказалось несколько иначе: реальный контракт на покупку десяти самолетов Ан-178 подписала только азербайджанская Silk Way Airlines. Конечно, для начала и это неплохо. Но обещанных самолетов, за которые «Антонову» в 2016 году даже перечислили аванс, азербайджанцы так и не дождались.
Что произошло? По словам Кивы, уже распрощавшегося с «Антоновым», в том же 2016 году проект «начал глохнуть».
О причинах бывший генеральный конструктор не говорит. Просто «начал глохнуть». Видимо, на Украине это в порядке вещей.
Одна из вероятных причин — изменение комплектации Ан-178 в ходе реализации проекта. Изначально предполагалось использование российских комплектующих, от которых украинские авиастроители решили отказаться. И цена самолетов подскочила почти вдвое — с 25 до 45 миллионов долларов за единицу. Азербайджанскую компанию это наверняка не устроило.
В любом случае, первые два экземпляра «Антонов» должен был продать в 2018 году и не выполнил свои обязательства. Китайские компании, которые заключили с «Антоновым» меморандумы о сотрудничестве по Ан-178, сделали соответствующие выводы.
Спустя почти четыре года после «триумфального» взлета самолета власти по-прежнему хвастаются им на международных выставках, но покупать его никто не хочет.
По мнению конструктора КБ «Антонов» Анатолия Вовнянко, проект создания Ан-178 с самого начала был фарсом.
Его начали «лепить» из других моделей по инициативе Кивы, который переживал, что на посту главы концерна не разработал ни одной новой машины. На выходе получился красивый, но неконкурентоспособный самолет со слабыми техническими характеристиками.
Украинские власти используют его исключительно в целях пиара. К примеру, президент Петр Порошенко летом прошлого года хвастался, что РФ исключена из списка стран, производящих детали для «украинского красавца». Шах и мат, Путин!
Одинокий демонстрант
Самолет Ан-132D в последнее время не устает радовать украинских «патриотов». В феврале он показал себя на выставке в Индии, куда по обычаю приехала большая делегация от «Укроборонпрома». Если верить украинским СМИ, полет чуть ли не нарушил все законы физики и привел зрителей в восторг. Но подписывать с «Антоновым» новые контракты никто не торопится.
Новая модель была разработана в кооперации с саудовской компанией Taqnia Aeronautics. Соответствующий контракт стороны подписали в 2015 году, а спустя немногим более двух лет самолет совершил свой первый полет на Святошинском аэродроме в Киеве.
Торжественное «выкатывание» Ан-132D состоялось чуть раньше.
Порошенко тогда уверял, что это «перемога» без всяких оговорок. Предсерийный образец построен в рекордно короткие сроки, да еще и без российских комплектующих!
Президент, впрочем, обмолвился, что «впереди большая работа с испытанием самолета и его усовершенствованием для обеспечения преимуществ перед самолетами-аналогами». На этой стадии и начались проблемы.
Саудовцы, которые задумали производить серийную сборку на своей территории, заказали полное технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО). Работу над этим доверили испанской инжиниринговой компании.
«Антонов» сообщал, что заказчиком ТЭО выступил «наш саудовский партнер». Однако, если верить порталу государственных закупок «ПроЗорро», заказ все же оформлен на ГП «Антонов». И на его выполнение выделены немалые деньги — более 82 миллионов гривен.
Как бы то ни было, работы над ТЭО должны были завершиться в июле, а в последний день 2018 года истек срок действия договора. Но до сих пор неизвестно, к каким выводам пришли испанские специалисты.
Для «Антонова» они наверняка неутешительны — в противном случае украинская пресса трубила бы об очередной победе.
Строить завод по сборке Ан-132 саудовцы должны начать в этом году. Пока никуда не торопятся. Самолет-демонстрант тем временем шляется по выставкам на пару со своим братом по несчастью — Ан-178. Перспективы обоих, по мнению знающего ситуацию изнутри Анатолия Вовнянко, одинаково туманны…