Из-за ремонтных работ на атомной электростанции в Швеции стоимость электроэнергии в Литве поднялась на треть. Для прибалтийской республики это уже третий скачок цен за неполный месяц. Ранее к резкому удорожанию электричества привело отключение смычки NordBalt, по которой Литву питает та же Швеция. По иронии судьбы, Вильнюс делает все для того, чтобы эти колебания в будущем стали еще более заметными, добиваясь выхода из энергокольца БРЭЛЛ с Россией и Беларусью.
«Цены подскочили, когда после праздников середины лета выросло потребление, в дневное время сократилось производство на ветряных установках, а ее недостающее количество вынуждены были покрывать ТЭС. Также ситуацию осложняло малое предложение с атомных станций. По причине ремонта на минувшей неделе в целом не были доступны мощности производства электроэнергии на 4 гигаватта», — отмечает директор Стратегического департамента оператора линий электропередач Litgrid Лютаурас Варанавичюс.
Плановые ремонтные работы, как известно, чаще всего проводятся летом, когда падает спрос на энергоресурсы. Шведы не изменяют этой традиции: на прошлой неделе они приводили в порядок блоки своих атомных станций «Ригнхальс» и «Форсмарк». В результате сработал стандартный закон спроса и предложения. С 22 по 29 июня средняя цена на электроэнергию в Литве выросла на 26% (до 45,1 евро за мегаватт-час).
Ничего страшного, конечно, не произошло. Подобные «качели» — один из атрибутов свободного рынка. Цены на электричество в разных странах то поднимаются, то опускаются. Иногда опускаются даже до отрицательных значений, когда поставщики еще и доплачивают потребителям.
Но странам-импортерам резкие скачки не сулят ничего хорошего.
Во-первых, они осложняют хозяйственную деятельность промышленных потребителей, которые элементарно не могут спрогнозировать затраты на электроэнергию (а ведь это одна из основных статей расходов любого производства).
Во-вторых, сильные перепады напряжения пагубно сказываются на самой инфраструктуре, а для Литвы это и так больная тема.
Смычка NordBalt — один из символов «энергетической независимости» Прибалтики от России — уже не раз выходила из строя по непонятным причинам.
В 2018 году ее ремонт занял два месяца, что спровоцировало рост тарифов на электроэнергию.
«Эти неисправности были несколько неожиданными и вызвали много вопросов о качестве продукта, о том, проработает ли смычка весь тот намеченный срок, который должна: 30-40 лет, — рассказывал директор департамента передающей сети оператора Litgrid Видмантас Грушас. — Когда неисправности повторились, начались переговоры с подрядчиком — тогда это была компания ABB — о том, как будет устранена эта проблема».
Проблему, казалось, действительно устранили.
Весь 2019 и первую половину 2020 года смычка NordBalt работала исправно, но 7 июня кабель снова перестал подавать признаки жизни.
После остановки работы были активированы резервы аварийного энергоснабжения во всех трех Прибалтийских республиках. В пресс-службе Litgrid поспешили заверить, что этих мощностей достаточно для бесперебойного снабжения промышленности и бытовых потребителей. Благо потребности в энергии у прибалтийской республики не ахти какие — за десятилетия «второй независимости» они существенно снизились.
Но беда, как известно, не приходит одна. Выход из строя NordBalt совпал по времени с другими неприятными событиями. Среди них — плановое техобслуживание эстонско-финского кабеля Estlink 1, ряд поломок на эстонских электростанциях и настоящий энергоколлапс в Латвии. 9 июня из-за отключения кабеля между ТЭЦ-1 и Имантской подстанцией десятки тысяч латвийцев на правом берегу реки Даугавы остались без электричества. Нетрудно догадаться, каким образом на это отреагировал рынок. Биржевые цены на электричество в Эстонии, к примеру, достигали 255 евро за мегаватт-час, что примерно в восемь раз выше их обычного уровня.
Примечательно, что с начала июня для Прибалтийских республик это был уже второй скачок.
Независимый поставщик энергии Elektrum Lietuva сообщал, что за первую неделю месяца электричество в Литве, Латвии и Эстонии подорожало примерно на треть. «Наибольшее влияние на цены в странах Балтии на прошлой неделе оказало сокращение пропускной способности между Финляндией и Швецией», — отметил руководитель отдела корпоративных клиентов компании Артурас Затулинас.
Прибалтика не успела опомниться, как 7 июня вышла из строя литовско-шведская смычка и грянули новые проблемы в энергосистемах Латвии и Эстонии. В период с 15 по 21 июня ситуация стабилизировалась — пропускная способности NordBalt восстановилась. В Латвии и Литве цена упала на 21%, в Эстонии — на 29%. Но очередного скачка долго ждать не пришлось.
Иными словами, всего за один месяц Прибалтика трижды побывала в энергетическом «шторме».
Падает пропускная способность на шведско-финской линии — цены растут. Ломается смычка NordBalt (которая была введена в эксплуатацию всего 4 года назад) — цены растут. Ничего не ломается, просто шведы решили «подлатать» свои атомные станции, а цены все равно растут!
На планы Литвы, Латвии и Эстонии вырваться из «оккупационного» энергокольца БРЭЛЛ это никак не влияет. Но у двух прибалтийских сестриц извилины с горем пополам еще шевелятся: Рига и Таллин не поддерживают литовский бойкот Белорусской атомной электростанции, опасаясь проблем с электроснабжением.
Аналогичные опасения, по идее, должны возникать и у Литвы — страны, которая импортирует около 70% потребляемого электричества.
Мрачные перспективы отказа от торговли с Беларусью аналитическому порталу RuBaltic.Ru описывал один из ведущих литовских экспертов в области энергетики, почетный член литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдас Стумбрас: «Латвийский транзит иногда работает на пределе. Например, при отключении шведской линии нагрузка достигла 812 Мвт/час. Пропускная способность — 834 Мвт/час. То есть предел почти достигнут. Хорошо, что при этом из Беларуси шло 300 Мвт/час».
После запуска БелАЭС Литва добровольно откажется от этого спасательного круга (Сейм республики запретил торговлю электроэнергией с третьими странами, в которых строятся «небезопасные» атомные станции).
Хотя операторы передающих систем Литвы, Латвии и Эстонии заявляли о необходимости даже после выхода из БРЭЛЛ сохранить в целях безопасности отдельные межгосударственные ЛЭП между Прибалтикой и Россией и Беларусью.
Оно и понятно: «оккупантское» энергокольцо работает без сбоев. Вырваться из него, конечно, нужно, но лучше далеко не убегать.
«Пройдет определенное время, случится системная авария, часть Литвы останется без света. И тогда в самом деле придется обратиться к Беларуси и восстановить питание», — прогнозировал Альгирдас Стумбрас.
В контексте последних событий этот прогноз становится еще более актуальным. Но литовские власти, одурманенные борьбой с БелАЭС, вряд ли к нему прислушаются.