Идея Малороссии полезна для легитимации непризнанных республик
Владимир Лепехин
В минувший понедельник глава ДНР Александр Захарченко предложил в качестве правопреемника бывшей (до государственного переворота 20–21 февраля 2014 года) Украины создать на переходный период сроком до 3 лет новое государство под названием Малороссия.
«Мы считаем, что государство Украина в том виде, каким оно было, не подлежит восстановлению, — заявил глава ДНР. — Мы, представители регионов бывшей Украины, за исключением Крыма, заявляем об учреждении нового государства, которое является преемницей Украины. Мы согласны в том, что новое государство будет называться Малороссия, так как само название “Украина” дискредитировало себя».
В свою очередь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал идею Захарченко личной инициативой и напомнил, что РФ привержена Минским соглашениям.
Как бы там ни было, сама идея объявления Малороссии правопреемником бывшей Украины небезынтересна, так как создает основу для последующих дискуссий представителей ДНР-ЛНР с Киевом в правовом поле и, следовательно, способствует легитимации нового государственного образования.
Для не признанных большинством стран мира некоторых новых постсоветских республик (Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья), а также России, которая «приросла» Крымом, сам факт объявления государственности Малороссии и идея формирования нового государства внутри Украины, созданной по итогам упразднения Советского Союза, чрезвычайно важны с той точки зрения, что они способствуют легитимации названных республик — легитимации самого механизма постсоветского переустановления некоторых границ по результатам волеизъявления народов бывшего СССР.
В самом деле: чем чаще такие новообразования, как ДНР и ЛНР, будут требовать своего международного признания в качестве полноценных государств, тем больше внимания будет привлечено также к новому статусу Крыма, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. А уж если кем-то и как-то Малороссия будет официально признана, это станет поводом для аналогичного международного признания и названных выше республик.
Здесь следует сказать, что ДНР и ЛНР, народ которых не признал новую власть в Киеве, но продолжает считать легитимной властью свергнутый в ходе антиконституционного переворота режим Януковича, имеют не меньше, а то и больше прав на правопреемство, чем оккупированный западными структурами Киев.
Вот почему Александр Захарченко объявил столицей будущей Малороссии Донецк. Нынешняя «Украина показала себя как несостоявшееся государство», поскольку «киевский режим не в состоянии оставить гражданскую войну», — отметил глава ДНР.
Не знаю, насколько будут настойчивы и последовательны власти Донецкой народной республики в продвижении идеи оформления нового государства; сложно сказать также, поддержат ли идею властей ДНР другие области современной Украины. Важно то, что объявление альтернативной Киеву государственности в условиях всё меньшей популярности нынешнего правящего режима не только на востоке, но и на западе «Незалежной» может стать реальным правовым основанием для выбора гражданами Украины нового формата государственности. Тем более если в стране либо случится новый государственный переворот, либо начнется неуправляемый распад государства.
По мнению лидеров ДНР, Малороссия, как правопреемница «дохунтовской» Украины, может стать федеративным государством с широкой автономией — и вот эта идея, как и идея избавления страны от нацистских радикалов, со временем может стать куда более привлекательной для многих украинцев (в особенности на востоке страны), чем пресловутый «безвиз».
Идея свободы выбора места чистильщиков обуви и туалетов в Польше и иных европейских странах, куда украинцев еще пускают, становится всё менее привлекательной даже среди радикалов, так что не исключено, что альтернатива погрязшей в разборках, нищете, лжи, коррупции и насилии бандеровской Украине в виде федеративной Малороссии (Новороссии или Руси) была объявлена весьма своевременно.
Объявление курса ДНР на Малороссию стало своевременным еще и потому, что среди некоторых российских чиновников, не способных обеспечить продвижение суверенитетов непризнанных республик, появились разговоры о том, что «нам нужна дружественная Украина (Грузия, Молдова) целиком, а не только Донбасс (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье)», — разговоры, призванные стать прикрытием как этой самой неспособности, так и нежелания двигаться вперед, добиваясь официального признания новых независимых республик в ООН и других международных организациях.
Современная Украина оказалась на грани развала на энное количество автономных бандитско-олигархических республик и растаскивания территорий соседними Польшей, Венгрией и Румынией. Так что собирать обратно в единую страну всю эту махновщину и атаманщину, возможно, придется Донецку, а не Киеву. Ну а признание Малороссии полноценным государством — тот прецедент, который наверняка станет решающим аргументом в пользу международного признания волеизъявления других новых независимых республик в пространстве бывшего СССР.