Versus Versus

Что США будут делать с Украиной и Прибалтикой

ВВ последнее время авторы ряда публикаций в российских СМИ стремятся доказать, что новый президент США Дональд Трамп для России ничем не лучше, а может быть, даже и хуже, чем Барак Обама, и что хозяева Белого дома приходят и уходят, а политика Госдепа остается. Останется она, мол, прежней и на российском направлении, включая отношения с некоторыми западными соседями РФ, пытающимися заработать очки на русофобии.

Подобные, прямо скажем, паникерские заявления — следствие непонимания глобальных трендов, а также результат традиционных журналистских подходов, когда интерпретаторы тех или иных событий судят о них по публичным заявлениям (а не по решениям) ведущих политиков, а также по публикациям в западных СМИ, которым, как известно, не только не стоит верить — их всё чаще нужно понимать ровно наоборот.

Барак Обама

Применительно к Трампу и его отношению к России следует сказать следующее.

Во-первых, в связи с тем, что противники американского президента в качестве основной темы для атак на него используют российскую тему, в ближайшие месяцы, а то и год (то есть до тех пор, пока Трамп не сформирует свою администрацию, не преодолеет саботаж в аппарате Госдепа и в силовых структурах и не заложит основы новой внешней и внутренней политики государства) он не только не будет высказывать каких-то симпатий по отношению к действиям российского руководства, но иногда даже будет делать вид, что осуждает политику России на том или ином направлении.

Это касается и российско-украинских отношений, и отношений России со странами Балтии, и отношений России и НАТО.

Полагаю, что в ближайшие месяцы никаких движений Трампа в сторону России по украинскому и иным европейским вопросам не будет (будут подвижки исключительно на ближневосточном направлении). Но эти движения могут наблюдаться со стороны отдельных групп американского истеблишмента, подстраивающихся под новую политическую реальность. 

К примеру, Комитет по ассигнованиям Палаты представителей Конгресса США предложил вдвое сократить расходы на военную помощь для Украины — с 350 до 150 миллионов долларов. И вот такими малыми шажками США постепенно отдалятся от Украины, хотя и не окончательно, поскольку внешняя политика Вашингтона состоит в том (и это действительно американская константа), чтобы оставаться занозой для России на всех возможных направлениях: и на Украине, и в странах Балтии, и на Кавказе.

Не исключено, что Госдеп согласится на участие в будапештском или каком-либо ином формате соглашений по Украине вместо минского формата, но, скорее всего, это произойдет уже после президентских выборов во Франции и назначения нового канцлера Германии. Главным же во внешней политике США в период Трампа станут, повторяю, не тактические маневры на постсоветском пространстве или где-то еще, но действия стратегического, планетарного порядка.

Дональд Трамп 

Главный тренд ближайших лет и миссия Трампа состоят в том, чтобы удержать США в мировых лидерах через модернизацию американской экономики. И этот тренд предполагает перераспределение активностей Вашингтона в пользу внутренней политики. Это значит, что влияние США на постсоветском пространстве должно сократиться, в то время как влияние России должно усилиться.

Следовательно, в перспективе судьбу Украины будет решать не США, и тем более не Евросоюз, а Россия. Разумеется, по согласованию с США. Судьба же стран Балтии отныне находится прежде всего в их собственных руках.

Американская «халява» для прибалтийских «заек» заканчивается, европейские субсидии для них также сокращаются, так что экономическое развитие этих государств в ближайшие годы будет зависеть от того, как сложатся их отношения с Россией.

Вот что нужно понимать сегодня в первую очередь.

России было бы сложно договориться с США по судьбе, например, какой-нибудь Мексики, будь у России желание использовать эту страну для давления на Вашингтон. Но по Украине Россия, вне всякого сомнения, рано или поздно (не позднее начала 2018 года) с Трампом договорится. Что же касается Прибалтики, то ее судьба России всё более и более безразлична: 25‑летние безуспешные попытки договориться о добрососедстве российским элитам изрядно поднадоели. Так что на этом направлении, очевидно, будет происходить постепенная минимизация Россией каких-либо коммуникаций с правящими режимами.

Поддержка Киева и Прибалтийских стран со стороны Госдепа и ЕС, как я полагаю, будет строиться всё больше на стремлении некоторых европейских политиков (немецких, польских и т. п.) использовать Украину и страны Балтии в качестве инструмента для противодействия политике РФ, не более. Посему усилия Меркель, Туска, Могерини и других политиков уходящего вектора могут привести в ближайшей перспективе к некоторым как бы проукраинским решениям, например по «безвизу» (в том или ином виде) для украинцев, но реальной евроинтеграции Украине не обеспечат. Особенно после той торговой блокады, которую устроил Киев Донбассу... В долгосрочной перспективе Украина будет брошена США и Евросоюзом точно так же, как была брошена, к примеру, Босния и Герцеговина. Страны же Балтии станут неким аналогом Косова — малоинтересной территорией транзита, теневых бизнесов, реэкспорта и военных баз НАТО.

Словом, на Украине в ближайшее десятилетие не будет ничего, кроме «гуляй-поля». Если, конечно, в этой стране не произойдет принципиальная смена режима — с прозападного на пророссийский. Что же касается стран Балтии, то их ждет выбор между долгой и мучительной для нынешней элиты переоценкой ценностей и социально-экономическим коллапсом.