Уже почти три месяца избранные в Сейм партии пытаются сформировать правительство. Успехов к настоящему моменту не добились, зато латвийский народ смог вздохнуть свободно: без Кабмина, похоже, многим в Латвии жить нравится даже больше, чем с ним.
После выборов в Сейм политики немного снизили национальную риторику. Очевидно, что на «руку Кремля» проблемы с формированием правительства не спишешь, приходится выкручиваться самим. Не переизбравшийся в Сейм министр юстиции Дзинтарс Расначс, правда, заявил, что за него не проголосовали из-за кремлевской пропаганды — якобы российские тролли оболгали его, а люди поверили и вычеркнули из списков. Расначс — представитель Национального блока, патриот из патриотов, но для прохождения в парламент этого оказалось недостаточно.
Сейчас внимание общества переключилось с попыток сформировать правительство на коррупционный скандал в Рижской думе. Действующий Кабмин Кучинскиса не очень хочет брать на себя ответственность и распускать Рижскую думу. Министр среды и регионального развития Каспар Герхардс из Нацблока тоже, кажется, не очень поддерживает этот сценарий, но на него давит партия.
Мэру Риги Нилу Ушакову в данном случае остается надеяться на то, что новое правительство еще какое-то время будет оставаться несформированным, потому что тогда есть шанс, что страсти улягутся и можно будет взять передышку.
Надежда эта, как мне кажется, призрачная, потому что Ушаков в глазах значительной части общества выглядит «пророссийским элементом». Этот мощный ярлык так просто не сбросить, легче сбросить самого Ушакова. К «российской угрозе» партии, ориентированные на латышского избирателя, будут возвращаться постоянно. Небольшая передышка после выборов ничего не значит.
Еще очень долго латвийская внутренняя политика будет использовать внешние приемы. Бьюсь об заклад, что новое правительство, когда бы оно ни было сформировано, в этом смысле ничем не будет отличаться от старого. Россия была, есть и, видимо, будет «движущей» силой латвийской политики. Движущей в кавычках, потому что это движение на одном месте.