Президент Латвии Эгил Левитс не поддержал принятый Сеймом законопроект о продлении срока полномочий Рижской думы до пяти с половиной лет. Депутаты надеялись, что, увеличив срок, смогут избежать очередных выборов после внеочередных. Но президент включил юриста, а не политика.
Вопрос о роспуске Рижской думы уже практически решен. В январе предстоит окончательное чтение по соответствующему законопроекту, но сомнений в том, что его поддержит большинство депутатов, нет ни у кого. Коалиция обо всем договорилась, остальное — дело техники. Точнее, банальной арифметики.
Изначально задумка правящей коалиции в Сейме была следующей: после роспуска Рижской думы и назначения даты внеочередных выборов сразу же продлить срок полномочий Думы, чтобы через полтора года, когда должны будут пройти очередные выборы, их не проводить.
То есть фактически внеочередные выборы должны заменить очередные. С увеличением срока полномочий следующей Думы.
Независимые юристы, впрочем, указывали, что это слишком «топорный ход» и что он вступает в противоречие с существующим законодательством. Но Сейм шел, как бульдозер: цель оправдывает любые средства.
Надежда на президента Левитса была у многих правящих политиков. Автор Преамбулы Конституции, выдвиженец Нацблока, казалось бы, должен был поддержать «патриотический порыв»: ведь очевидно, что все делается для того, чтобы изгнать из власти «русское» «Согласие».
Но глава государства законопроект не поддержал. Документ оказался слишком сырым и очевидно политизированным. Левитс же, долгое время работавший судьей Европейского суда, похоже, решил перестраховаться.
Юрист и экс-депутат Сейма Юрий Соколовский ранее отметил, что те политики, которые думают, что Левитс будет управляемой фигурой в кресле президента, сильно ошибаются. «Я с ним знаком, и он будет самостоятельным. На него не получится давить», — сказал он.
Сегодня президент продемонстрировал, что действительно готов на самостоятельные шаги. Фактически он пошел против коалиции в Сейме, не поддержав ее предложение.
Поддержит ли он роспуск Рижской Думы, законопроект о котором забраковало юридическое бюро Сейма, мы скоро узнаем. Но то, что глава государства решил взять на себя роль не наблюдателя, а участника в этом политическом процессе, скорее хорошо, чем плохо.
В противном случае на демократии можно было бы поставить жирный крест. Пока надежда сохраняется. Хотя и минимальная.