Демографическая ситуация в Латвии близка к критической, утверждают эксперты. Если так будет продолжаться, то уже лет через пятьдесят всё население страны сосредоточится только вокруг Риги и пригородов.
Темпы убыли населения в республике действительно шокирующие. Особенно это заметно в Латгалии. Голые цифры: в прошлом году в Даугавпилсе, втором по величине городе Латвии, и Даугавпилсском крае умерли 1 915 человек, а родились всего 919. В других регионах цифры не такие сокрушительные, но тоже очевидны отрицательные тенденции.
Попытки как-то решить демографический вопрос политики предпринимают уже давно, но пока без особого успеха. Эксперты убеждены: единственное, что может стабилизировать ситуацию, — это экономический рост. Пока экономика республики не может конкурировать даже с ближайшими соседями по ЕС.
За последние 10 лет Латвию покинули около трехсот тысяч человек. Может, даже и больше — эксперты расходятся в оценках. Причем значительная часть из уехавших — люди с высшим образованием экономически активного возраста. Например, многие мои знакомые перевели бизнес в Эстонию, поскольку в Латвии его стало держать невыгодно из-за высоких налогов.
Чем старше будет состав населения, тем более консервативной будет становиться политика. Чем более консервативной будет становиться политика, тем меньше будет возможностей для экономического рывка. Получается замкнутый круг, выбраться из которого Латвии будет очень трудно.
Пока рецептов у экспертов нет. Те предложения по улучшению демографии, которые внедрялись, результата не принесли. Пытались давить на патриотизм тех, кто уехал, звали обратно в интернете — не сработало. Чуть повысили материнские пособия, но эти несколько евро ничего не изменили.
Очевидно, что латвийской политике необходим приток свежих сил. Нужны молодые люди, которые попытаются изменить методы и подходы, нужен другой взгляд на проблемы — молодой, дерзкий. Но пробиться в среде пожилых правителей непросто. А пока у нас на политической сцене правит бал эдакая «российская эстрада» — одни и те же лица, которые годами не меняются и, похоже, никуда уходить не собираются. Сначала они похоронят всех своих возрастных зрителей и слушателей, а затем возьмутся и за молодых. Если, конечно, хоть кто-то из молодежи в стране к тому времени останется.