Невинная фраза президента Латвии Эгилса Левитса о том, что молодежь должна говорить и думать на родном языке, внезапно породила большой скандал. За нее на Левитса набросились и латыши, и русские Латвии, о которых глава государства просто забыл, по привычке обращаясь к одним латышам и имея в виду латышский язык. Пришлось напомнить президенту, что около 40% жителей Латвии — русскоязычные, и родной язык для их молодежи — русский.
Эгилс Левитс опять отличился. Когда страна борется со второй волной COVID-19, бизнес пытается выжить, а экономика вошла в крутое пике, он снова говорит о латышском языке. Обращаясь к молодежи через президентский ютуб-канал, Левитс заявил, что она должна думать и говорить на латышском.
Еще Левитс сказал фразу, которая может быть использована против него. По словам президента, «только на родном языке мы можем выразить то, что чувствуем».
В Латвии проживает порядка 40% жителей, которые считают русский своим родным языком; значит ли это, что президент обратился и к ним тоже?
Честно говоря, я в это не верю: Левитс, который, вступая в должность, заявлял, что хочет быть президентом для всех жителей, быстро отказался от своих слов. На должности главы государства он ничем особо не выделился: во время первой волны пандемии коронавируса он вообще исчез. Никто его не видел и не слышал.
Потом появился, чтобы сказать, что инициировал законопроект о «латышских исторических землях». Законопроект получился странным, абстрактным и, судя по всему, абсолютно неисполняемым.
Теперь же, когда страну захлестнула новая вспышка коронавируса, а ежедневное число заболевших исчисляется уже сотнями, он записывает ролик о том, что молодежь должна говорить и думать на латышском.
Защищать язык — хорошо. Традиции — тоже дело неплохое. Но действия президента показывают, насколько он беспомощен.
Латвийская политика очень долго строилась на примитивном принципе: когда возникают проблемы — поднимай национальный вопрос. Это могло бы, наверное, отвлечь внимание от каких-то второстепенных проблем. Но сейчас в республике все очень тяжело: люди теряют бизнес, работу, пытаются как-то выжить.
И тут президент выступает с очередным обращением о языке. Говорит, если вам не хватает слов в латышском, придумывайте новые. Это, конечно, вселяет в нацию уверенность в завтрашнем дне.
У Виктора Пелевина в романе Generation «П» главный герой Вавилен Татарский размышляет над подобными речами. Вряд ли Пелевин, когда писал эту книгу, мог предположить, что президент Латвии идеально «скопирует» одного из его персонажей.
Но Пелевин — гений, а наш президент — «герой» этой цитаты.
«Такую речь толкнули, — продолжал Татарский. — Я тогда уже в Литинститут готовился — так даже расстроился. Позавидовал. Потому что понял — никогда так словами манипулировать не научусь. Смысла никакого, но пробирает так, что сразу все понимаешь. То есть понимаешь не то, что человек сказать хочет, потому он ничего сказать на самом деле и не хочет, а про жизнь все понимаешь».
Думаю, что Левитс нам еще много всего расскажет. Он, похоже, только разгоняется.