Главная интрига прошедших выборов в Латвии в Европарламент для русскоязычного избирателя заключалась в том, сколько мандатов получат партии, которые опираются преимущественно на славянские голоса. «Согласие» и Русский союз Латвии выставили во главе своих предвыборных списков главных локомотивов — отстраненного мэра Риги Нила Ушакова и экс-депутата Европарламента Татьяну Жданок.
Русское поле
Несмотря на то, что ЦИК имел право обнародовать результаты голосования только в ночь на понедельник, когда закрылись последние избирательные участки в Италии, информация о возможных победителях просочилась в СМИ уже в субботу ночью. Несмотря на коррупционные скандалы, которые сопровождали «Согласие» последние несколько месяцев, популярность этой политической партии сильно не упала.
Более того, выставив первым номером своего предвыборного списка Нила Ушакова, недавно отстраненного от должности мэра Риги, «Согласие» заранее обеспечило себе попадание в Европарламент.
Ушаков был и остается самым популярным политиком в стране. Кого-то, конечно, отпугнуло его решение — после ухода с поста рижского градоначальника он заявил, что идет в ЕП, чтобы помогать рижанам. Не нужно быть специалистом в политике, чтобы понимать, что Европарламент не занимается латанием дыр на рижских улицах.
Ушаков просто решил сбежать в евродепутаты, поскольку понимал, что его карьера в Риге подходит к концу. Возможно, даже бесславному.
В итоге «Согласие», по предварительным данным, получает два мандата, при том, что пять лет назад был один, а РСЛ — один, хотя в этом году за партию проголосовало больше избирателей, чем раньше.
Без иллюзий
Выборы в Латвии проходило спокойно, хотя и были зафиксированы проблемы во время предварительного голосования: из-за сбоя электронной системы несколько сотен человек не смогли проголосовать, их голоса, как оказалось, просто исчезли.
На участке 126 в рижском районе Золитуде, где голосовал я, народу было немного. Однако без проблем тоже не обошлось. Сотрудница избирательной комиссии долго не могла найти Вадима Радионова в списке зарегистрированных избирателей. Пришлось даже позвонить в ЦИК, где сообщили мой номер избирателя — только по нему мы вместе нашли наконец в списках мою фамилию.
Пока этот вопрос решался, мне удалось пообщаться с людьми и узнать их отношение к выборам. Золитуде — район небольшой, преимущественно здесь проживают русскоязычные.
«Я буду голосовать за Жданок, она хотя бы не меняет свои принципы. Ушаков разочаровал», — сказал мужчина лет 60, пришедший на участок.
Свое имя он называть отказался, добавив, что на перемены к лучшему не надеется, а свой голос отдает из уважения к конкретному кандидату.
Светлана же, напротив, пришла проголосовать с оптимистичным настроем.
«За кого голосовать буду, не скажу, но я хочу, чтобы что-то изменилось. Думаю, что в Европарламенте наши люди могли бы что-то сделать, чтобы повлиять на ситуацию в стране», — сказала она.
В Доме конгрессов в центре Риги голосовали преимущественно латышские избиратели.
«Никто не нравится», — сказал нам Иварс. — «Но выбор делать надо. Я проголосовал за “Новое Единство”. Посмотрим, что это даст».
Иварс признался, что политика его разочаровала давно, но свой гражданский долг он исполняет каждые выборы.
«Право выбора — это очень важно. Я считаю, что нужно им пользоваться. Даже когда не хочется и кажется, что выбирать не из кого», — объяснил он.
Большинство из тех избирателей, с которыми мы пообщались на участках, не смогли вспомнить, что конкретно сделали депутаты Европарламента от Латвии за последние пять лет.
Сказка о потерянном времени
Подобный опрос мы провели среди слушателей радио Baltkom во время «Вечернего интерактива». Лишь один из нескольких десятков дозвонившихся в эфир слушателей напомнил, что Татьяна Жданок добилась отмены визового режима для неграждан за полгода до вступления Латвии в шенгенскую зону. Насчет остальных никто ничего вспомнить не смог.
Да, может, это и не нужно. Вот как, например, прокомментировала журналистам свою работу в Брюсселе депутат Европарламента от Латвии Ивета Григуле:
«Мне жаль тратить время и силы на то, на что я не могу повлиять. Мне надоело и жалко. Время — самое дорогое, я не хочу его терять.
Наши восемь депутатов ничего для Латвии тут сделать не могут. Депутатов маленьких стран тут никто не слышит.
Тут тон задают Франция, Великобритания, Германия, Италия. С маленькими странами ведут себя очень корректно, вежливо, но как только надо внести какие-то изменения в законопроекты, то об этом все забывают.
Я сама не голосовала. Выборы меняют жизнь конкретных депутатов, для Латвии никаких изменений не будет. Для нас важны премьер, министры, их позиция, твердость, желание сделать что-то хорошее для Латвии. Они приносят больше пользы. А депутатами в Европарламенте может быть хоть Янис, хоть Петерис, хоть Евгений».
По словам евродепутата, эта должность дает хорошую материальную базу, а жизнь в Брюсселе можно сравнить с жизнью в Версале.