«Бессмертный полк» в Риге установил новый рекорд по численности. Почтить память предков, победивших нацизм, несмотря на рабочий день и явное раздражение властей страны, в столице Латвии вышли более 20 тысяч человек. 9 мая не удалось превратить ни в День Европы, ни в День памяти и скорби, ни в День примирения и согласия: для абсолютного большинства латвийских русских и многих латышей этот день был и останется Днем Победы.
Чиновники МИД Латвии пытались убедить общественность в том, что 9 мая в республике празднуют День Европы, а не День Победы. Получилось довольно фальшиво — не заметить участие сотен тысяч человек в торжественных мероприятиях у памятника Освободителям было нереально даже при большом желании.
Попытка вытеснить один праздник другим — штука не новая.
Периодически политики в разных странах пытаются таким образом «затемнить» те даты, которые считают неправильными. Впрочем, как показывает практика, удается это крайне редко.
Возмущение главы МИД Эдгара Ринкевича вызвал анонс трансляции на латышском телеканале TV24. Латышские журналисты заявили, что будут вести стримы с мероприятий, посвященных Дню Европы и Дню Победы. Ринкевич написал в твиттер возмущенный пост: какой, мол, День Победы?!
«Тех, кто 9 мая празднует День Победы, становится все меньше. Ситуация меняется — люди все чаще празднуют День Европы», — заявила парламентский секретарь МИД Латвии Занда Калниня-Лукашевица.
Накануне 9 мая меня пригласили принять участие в дискуссии об исторической памяти. Она проходила в рижской Англиканской церкви Святого Искупителя.
По замыслу организаторов, русский и латышский журналисты должны были выступить с докладами о том, как освещается 9 мая в русской и латышской прессе. В своем выступлении я указал на огромное количество стереотипов.
На мой взгляд, писать, что те, кто празднует День Победы, боготворят Сталина, по меньшей мере нечестно. Это вообще не про Сталина, не про Путина, не про русский мир и все такое прочее. Это про жизнь, которой не было бы, если бы в 1945-м не было Победы.
Чем активнее чиновники и политики в Латвии пытаются запретить 9 мая, тем больше его празднуют.
В этом году в акции «Бессмертный полк» в Риге приняли участие более 20 тысяч человек. Это новый рекорд. Пять лет назад, когда все начиналось, в шествии участвовали лишь несколько сотен.
Я думаю, что День Победы надо перестать делать заложником политики. С другой стороны, очевидно, что у него есть мощный иммунитет — по крайней мере, в Латвии, где он не у всех вызывает положительную реакцию, сколько бы его ни пытались запретить, это приводит лишь к обратному эффекту.