Успешный выстрел себе в ногу: почему президент Латвии провозгласил русофобский закон
Вадим Радионов
Президент Латвии Раймонд Вейонис провозгласил поправки к законодательству, запрещающие использование русского языка в частных вузах. Вейонис на посту президента показал, что не способен сопротивляться давлению политических партий.
Еще накануне его инаугурации я говорил с Раймондом Вейонисом о том, как он собирается управлять страной. «Во мне есть латышская и русская кровь, я знаю тех и других, я постараюсь стать президентом для всех», — сказал он.
Все это закончилось почти сразу после вступления в должность: остаться над схваткой не получилось, национальный вопрос сделал свое дело. Хороший человек не профессия, тем более не должность. Вейонис оказался слишком мягким, слишком неконфликтным, слишком инертным, чтобы сопротивляться натиску «ура-патриотов». К тому же, очевидно, тот факт, что он является «полукровкой» (у него русская мать), не придает ему уверенности.
Даже робкая попытка президента изменить закон, который позволял бы детям неграждан при рождении получать гражданство, провалился. Речь, напомню, шла о 40 младенцах в год.
Теперь вот — история с законом об ограничении русского языках в вузах. Была надежда, что президент его не одобрит, но она не оправдалась. Глава государства больше даже не пытается быть над ситуацией — он четко выбрал сторону и, полагаю, просто стремится удержаться на посту. Далеко не всем президентам удается остаться на второй срок — во многом это, как оказалось, теперь зависит от того, насколько они «патриотичны».
История с законом о языке в частных вузах — еще один показатель того, что Латвия не стремится к тому, чтобы создать единое общество. Попытка ограничить русский язык в частном бизнесе — это очередная пощечина местным жителям, для которых латышский язык не является родным. Эксперты считают, что частные вузы смогут обойти этот запрет. Впереди суды, возможная перерегистрация программ в других странах ЕС, но обиды, злость, непонимание — все это уже копится у людей, остается в памяти. Как писал Солженицын, можно забыть все, кроме унижения.
Да и значительную часть иностранных студентов с их миллионами Латвия, скорее всего, потеряет.
Грустно, что, в отличие даже от наших ближайших соседей Литвы и Эстонии, мы уже серьезно отстали по экономическим показателям. «Мы очень удачно выстрелили себе в ногу», — сказал юрист Юрий Соколовский.
Действительно, если мы что и умеем делать хорошо, так это стрелять себе в ноги. В этом мы точно преуспели.