В Латвии как в маленькой стране многие процессы идут быстрее, чем в более крупных государствах; это относится и к сфере массовых коммуникаций. Еще лет восемь назад в стране было пять ежедневных газет на русском языке, а сегодня осталась одна. Интернет теснит старые СМИ Латвии — и латышским, и русскоязычным изданиям все труднее выдерживать конкуренцию со «всемирной паутиной».
То, что интернет вносит коррективы в работу СМИ, ни для кого не секрет. Сначала он практически уничтожил бумажную прессу, теперь взялся за телевидение. Youtube уделывает «ящик» по рейтингам. Причем если раньше серьезные журналисты этот видеосервис рассматривали только как место для «приколов», то сегодня и серьезная журналистика уходит в интернет.
Так было и с газетами. Я помню разговор с одним латвийским медиамагнатом, который утверждал, что интернет — это для детей: «Журналист с именем туда не пойдет!» Медиамагнат перестал быть таковым всего через несколько лет — он недооценил потенциал интернета. Газеты не выдержали конкуренции с сайтами.
Сегодня в Латвии мы наблюдаем телевизионный кризис.
Коммерческие телеканалы с трудом удерживаются на рынке, да и роль общественных СМИ, получающих субсидии от государства, снижается. Телевизор еще удерживает аудиторию, но она стремительно стареет.
Недавно именно по этой причине международный телеканал RTVi решил значительно сократить свои информационно-новостные блоки — зритель уже не готов, как раньше, ждать выпуска новостей, чтобы узнать о происходящем.
Все, что его интересует, он ищет во «всемирной паутине».
В этих условиях хорошо чувствуют себя радиостанции, которые заточены под фоновое восприятие и могут удерживать свою аудиторию даже несмотря на стремительную экспансию интернета.
В любом случае, главное — это производство контента. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно производить товар, который будет интересен.
Латышским СМИ в этом смысле и сложнее, и проще одновременно.
Конкуренция среди латышской аудитории невелика — местным русским СМИ приходится соперничать с крупными российскими медиа, а латышские играют на своем собственном поле.
C другой стороны, они же ограничены использованием латышского языка: ведь это небольшая аудитория. Русские СМИ Латвии, которые предлагают интересный контент, могут достучаться и до русскоязычной аудитории за пределами республики.
В последнее время наша программа «Абонент доступен», которую мы делаем на радиостанции Baltkom, собирает на Youtube десятки и сотни тысяч просмотров. По радио ее слушают жители Латвии, а на Youtube — русскоязычные из разных стран мира, включая Россию.
Я думаю, что сегодня, когда традиционные СМИ переживают кризис и готовятся к трансформации, очень важно не пытаться удержать старые позиции — нужно быть гибким и уметь адаптироваться к новой реальности.
Латвия в этом смысле — очень удачная страна для экспериментов. Главное, чтобы у руководителей медиа хватало смелости и умений для того, чтобы построить что-то новое, а не угробить то, что есть. Чтобы не получилось, как у того медиамагната.