Радоваться нечему: Латвия не разрешает за деньги учиться на русском языке
Вадим Радионов
Языковое регулирование, установленное для частных вузов Латвии, не соответствует праву на образование и свободе научного творчества, которое закреплено в Конституции. Об этом сообщается на официальном сайте Конституционного суда балтийской республики. Казалось бы, победа... Но всё совсем не так, как могло показаться на первый взгляд.
Конституционный суд действительно признал противоречащей Основному Закону страны норму, которая требует реализации учебных программ частных высших учебных заведений и колледжей на государственном языке. Но он ее не отменил: дал Сейму год на то, чтобы тот исправил положение.
Суд постановил, что эти нормы не соответствуют статьям 112 и 113 Конституции. В свою очередь, вопрос соответствия этих норм статьям 1 и 105 Конституции будет выделен в отдельное судопроизводство.
До 1 мая 2021 года суд дал время латвийскому парламенту на то, чтобы он оценил, как изменить языковое регулирование в частных вузах и колледжах и сделать его соответствующим Конституции.
Юрист Алексей Димитров считает, что суд оставил пространство для маневра.
«Конституционный суд Латвии признал, что языковое регулирование, установленное для частных вузов Латвии, не соответствует праву на образование и свободе научного творчества в Конституции. Временно оно остается в силе — до 1 мая 2021 года парламент должен оценить, как изменить регулирование. Суд намекнул, что можно было бы отдельным частным вузам дать разрешение не соблюдать общую языковую квоту, если они могут обеспечить высокий уровень качества образования», — написал он в своем профиле в Facebook.
Решение суда стало компромиссным вариантом.
С одной стороны, судьи не пошли на откровенное игнорирование законодательства, с другой — дали Сейму шанс подработать законы, чтобы все-таки провести языковую реформу в частных вузах.
Не исключено, что через год будет реализована схема, которую сейчас пытаются осуществить в телевещании. 80% каналов в основных кабельных пакетах должны быть на языке ЕС. 20% можно на других языках, в том числе и русском.
Почему бы не сделать исключение для языков ЕС в частных вузах, например, английского?
Двойные стандарты давно и активно используются в латвийской политике и, к сожалению, теперь и в судебной системе.
Власть заинтересована в том, чтобы выдавить русский, лишить его самодостаточности.
Об этом, в частности, говорил министр культуры. И не он один. Получается с трудом — русский вытеснили откуда можно было, но он продолжает жить в республике.
Частные вузы зарабатывали на русском языке в первую очередь за счет студентов из стран СНГ. Эти программы были востребованы и приносили миллионы евро в казну страны. Когда Министерство образования и науки во главе с Карлисом Шадурскисом пролоббировало «языковое регулирование» для частных вузов через Сейм, обрадовались эстонские и литовские высшие школы. Эстонцы так и сказали: «Добро пожаловать к нам».
Архаичная латвийская национальная политика дорого обходится латвийскому бюджету. И судам все труднее сопротивляться общему тренду.
Так что решение Конституционного суда — не повод для радости. Это еще один сигнал, подтверждающий, что даже, казалось бы, законные решения суду становится выносить все сложнее. И нужно постоянно держать нос по ветру.
Ну что же. Посмотрим, что будет через год.
Справка: ранее Сейм Латвии запретил преподавание в частных вузах на нелатышском языке. В Латвии один государственный язык — латышский. Русский, который является родным для 40% населения, имеет статус иностранного. В Латвии работают несколько крупных частных вузов, в которых преподавание осуществляется в том числе на русском языке.