Власть отдельно, народ отдельно — это довольно популярная оценка политического процесса в любой стране. Обычно она слегка преувеличена, поскольку правящие круги вынуждены учитывать хотя бы минимальные интересы своего электората. Сегодня в Латвии, как мне кажется, власть четко дала понять своему народу: мы сами по себе, а вы — сами.
Сейчас в Латвии снова актуализировали национальный вопрос: полный перевод билингвальных школ на латышский язык обучения позволил отвлечь внимание общества от других насущных проблем. Старый прием, который не теряет своей эффективности даже спустя 30 лет после обретения Латвией независимости.
Делая в общество подобные вбросы на национальные темы, власть защищается, ведь люди часто не могут проанализировать происходящее и отыскать скрытые причины.
В то же время очевидно, что и латышский, и условно русский электорат в Латвии живет в состоянии покинутости. Никому нет дела до того, как себя чувствуют люди.
«Всё хорошо, но народ мешает», — такие слова, хотя пока еще в более дипломатичной формулировке, можно услышать от некоторых политических деятелей.
Народ неудобен. Он неоднороден, не всегда доволен, бывает раздражен, хочет жить лучше, заинтересован в будущем своих детей, постоянно чего-то требует, огрызается.
В социальной сети Facebook каждый из нас создает свой маленький виртуальный мир: мы выбираем друзей, баним тех, кто нам грубит, формируем свою компанию. И в какой-то момент нам начинает казаться, что мир такой же, как и наше виртуальное сообщество. Окружают нас сплошь интеллигенты, интеллектуалы, люди, которые нам приятны и интересны. В реальности же всё не так: далеко не все читают Достоевского и способны рассуждать о квантовой физике.
То же самое происходит с политиками.
Когда ты сидишь высоко, то не общаешься с простыми гражданами, для которых вроде как работаешь. Твой мир — это респектабельные люди в дорогих пиджаках, чиновники, карьеристы, многобюджетные приемы.
Янис или Иван с Центрального рынка вряд ли когда-то войдет в этот избранный круг.
А народ — это те же Янис и Иван. Обычные, не всегда приятные, выживающие на скромную зарплату.
Я думаю, что наши политики пытаются сейчас абстрагироваться от реальной жизни, чтобы просто этого не видеть и не слышать. Соль земли латвийской на вкус как-то не очень.
В Латвии люди часто приходят заниматься политикой, потому что воспринимают ее как социальный лифт, возможность сделать карьеру. Есть идеалисты, но их мало и они быстро «тухнут» в этом мире.
Это возможность сбежать от народа и его проблем — подняться на условную вершину и навсегда вычеркнуть из жизни тех, кого называют простым большинством.
Так что, полагаю, чем хуже в Латвии будет с экономикой, тем сильнее будет этот раскол. И мы еще только в начале пути.