Самозванец: новый президент Латвии оказался очень далек от народа
Вадим Радионов
Президент Латвии Эгилс Левитс отметил год на своем посту. За этот год прояснилось, что стать президентом всех латвийцев у него не получилось. Да и не очень Левитс этого хотел. Похоже, президенту вообще все равно, кто что о нем думает, даже когда его на всю страну называют самозванцем.
Журналист Лато Лапса выпустил книгу под названием «Самозванец», в которой рассказал о том, что собой представляет действующий глава государства. Посмотрим, попробует ли Левитс оспорить приведенные в книге факты. Пока же президентская канцелярия грозит автору уголовным делом.
«Нынешний глава государства сделал все возможное, чтобы хотя бы частично выдать себя за другого человека, что вызывает обоснованные сомнения, можно ли вообще верить чему-либо из сказанного им публично», — заявил публицист Лато Лапса.
В предисловии книги написано следующее: «Когда подобный человек садится в президентское кресло, абсолютно законно задаться вопросом — а какова та правда, которую он старательно скрывает под слоями лжи? Как она может повлиять на страну, на всех нас? Одно дело — менять белую рубашку четыре раза в день, как действительно мог делать главный герой книги, но совсем другой вопрос — не поступает ли он так же с совестью? Или с чем-то еще?»
Планируется, что книга выйдет в двух томах. Второй будет называться «Властолюбец». А общее название обоих томов: «Скелеты в шкафу Эгилса Левитса».
Не буду пересказывать то, что написано в книге. Она уже есть в продаже, и с ней без труда можно ознакомиться. В этой истории лично мне интересно другое.
Может ли масштабное исследование, в случае если факты подтвердятся, на что-то повлиять в стране? Грубо говоря, есть у Латвии потенциал для своего «уотергейта»?
Пока у меня стойкое ощущение, что власти все равно, что о ней узнают. Даже если выяснится, что президент или премьер на завтрак, обед и ужин едят младенцев, с ними ничего не случится. Власть в Латвии давно живет обособленно от народа.
Можно, конечно, иногда устраивать показательные порки чиновников среднего звена, но высшую касту никто трогать не станет. Сколько министров в Латвии отправилось за решетку? Максимум кого можно тронуть — мэра какого-нибудь города. Даже для того, чтобы «закрыть» Ушакова — экс-мэра Риги и представителя, казалось бы, «враждебной» партии, — мощностей уже не хватило.
Есть определенная черта, за которой можно творить что хочешь.
Никто не отправит «правильного» и поддержанного коалицией президента не то что в тюрьму (даже если будут основания), но и в отставку.
Поэтому «самозванец» Левитс или нет — значения не имеет. Мы заслужили то, что получили. Мы — это латвийское общество. Не зря же говорят, что президенты делают со своим народом то, что им не позволяют делать с ними жены. Ну или, если не быть сексистом, в том случае, если президент женщина, — мужья.
Но суть от этого не меняется. И это, конечно, грустно. И даже больно. Но так уж есть.