Языческий праздник в Латвии на одну ночь объединяет латышей с русскими
Вадим Радионов
В Латвии не так много праздников, которые объединяют русских и латышей. Каждая этническая община в основном празднует свое: в День Победы 9 мая латыши в меньшинстве, а День независимости — 18 ноября — вызывает патриотические чувства далеко не у всех русскоязычных граждан и неграждан Латвии. Однако в стране есть как минимум один праздник, которому без разницы, какой ты национальности — это Лиго.
Янова ночь и Лиго — языческие праздники, и это тоже удивительно, учитывая, что большинство жителей Латвии — христиане. Русские преимущественно православные, латыши — лютеране или католики. Но древний языческий праздник объединяет всех.
При этом он одинаково любим большинством жителей страны: может, потому что в нем нет политической составляющей, а собраться на природе, попрыгать через костер и поискать цветок папоротника хотят все. Или почти все.
Экс-президент Латвии Раймонд Вейонис после того, как вступил в должность главы государства, в графе «вероисповедание» написал «язычник».
Мы с ним встречались в одном из эфиров и после говорили о том, как это воспринимается в обществе. Причем ему было любопытно, как мои родители — этнические русские — относятся к такой формулировке. Я спросил у мамы, что она об этом думает, и она ответила, что это неважно, главное, чтобы человек был хорошим. Классический ответ, хотя, если откровенно, думаю, что многие могут поморщиться, услышав такое определение.
Но в Латвии к этому действительно относятся проще: языческие символы, языческие праздники как диалог с прошлым здесь воспринимаются само собой разумеющимися.
И Лиго не противопоставляется христианским праздникам — это просто хорошая ночь и хороший день, чтобы собраться вместе и побыть на природе.
По сути, это один из немногих реально объединяющих дней.
В Янову ночь и на следующий день страна становится единой, затем все возвращаются к реальной жизни и общество снова дробится на русских и латышей.
Лиго — своеобразный «сшиватель».
Я думаю, это прекрасный пример того, что живущие в Латвии народы могут быть гораздо ближе друг к другу, чем того хотят политики. Им невыгодно единство, поскольку оно усложняет задачу.
Когда нация едина, она сильна. Когда раздроблена — слаба и управляема.
Конечно, один Лиго не сможет решить всех проблем, но то, что в дни празднования люди становятся единым целым — хороший знак. Мы ближе, чем нас хотят сделать. И это, конечно, нужно укреплять.
Думаю, что появятся и другие праздники, которые смогут продолжить эту традицию. И их точно не навяжут сверху.