Помнить о «русской угрозе»: коронавирус еще больше усилит национализм в Латвии
Вадим Радионов
Впервые за долгие годы Латвия на время забыла о национальном вопросе. Этот вопрос, конечно, никуда не исчез, но из-за ситуации с коронавирусом чуть притупился. После снятия режима чрезвычайной ситуации языковая риторика возобновится с новой силой.
Премьер-министр Эстонии выступил с обращением на русском языке. Таким образом он сделал символический жест: показал, что для Эстонии важно, чтобы и русскоязычные жители чувствовали себя своими в период пандемии.
Латвийские политики на такой шаг не осмелились. Премьер-министр Кришьянис Кариньш по-русски говорит плохо, а президент Эгилс Левитс — еще хуже. Но, конечно, дело не только в этом.
Выступить с официальной речью на русском языке — это «слишком серьезная угроза». Может пострадать имидж «национального лидера». Национального в этническом смысле.
Режим чрезвычайной ситуации, в котором Латвия находится уже несколько недель, позволяет обращаться к жителям на разных языках. Не только на государственном. Не сразу, но латвийские чиновники выпустили материалы в том числе и на кириллице. Связаны они с тем, как защитить себя от коронавируса.
Материалы неполные — скорее, для галочки.
Но ситуация действительно сплотила латвийское общество. Вирусу все равно, Янис ты или Ваня, русский или латыш.
Единение будет недолгим — скоро национальные вопросы снова начнут использовать политики, и они уверенно вернутся туда, откуда ушли. Общество в Латвии слишком долго находится в состоянии раскола. Эта история подпитывается политиками десятилетиями.
Кроме того, вынужденное снижение «националистической риторики» приведет к тому, что она будет накапливаться в глубинах политического сознания и бессознательного, чтобы потом вырваться с новой силой. После того, как пандемия закончится, начнутся новые, возможно, куда более серьезные проблемы: мировой экономический кризис.
Латвии уже нужно готовиться к тому, что значительная часть населения уедет отсюда в поисках лучшей жизни.
Европа восстановится быстрее, чем маленькая балтийская страна — уже сейчас тысячи людей остались без работы. Скоро у многих кончатся деньги. Перспектива выглядит не очень радужной.
В ситуации такого масштабного экономического падения латвийские политики попробуют вытащить давно битую карту: национальный вопрос.
Неизвестно, хватит ли его на то, чтобы отвлечь внимание от пустого холодильника, но они точно попробуют.
И эта риторика должна быть еще более жаркой и злобной, чтобы удержать внимание электората.
Так что впереди Латвию ждет усиление националистических настроений. По крайней мере, в первое время.