Последний козырь — улица: что ждет мэра Риги Нила Ушакова?
Вадим Радионов
Обыски в доме и рабочем кабинете мэра Риги Нила Ушакова являются политически мотивированными — с таким заявлением выступила партия «Согласие» после того, как сотрудники Бюро по борьбе с коррупцией (KNAB) провели «процессуальные действия» в отношении столичного градоначальника. Сам мэр заявил, что «его совесть чиста», и в отставку уходить отказался.
KNAB не стало конкретизировать, в рамках какого уголовного дела были проведены обыски у мэра Ушакова, но большого секрета здесь нет: это продолжение истории с коррупцией среди высшего руководства муниципального предприятия Rigas Satiksme. Правоохранители выявили «коррупционные схемы», использованные при закупке общественного транспорта для нужд Риги. Ущерб, который был таким образом нанесен государству, исчисляется миллионами евро.
Топ-менеджеры Rigas Satiksme, включая много лет руководившего компанией Леона Бемхемса, отправились под арест. Вице-мэр Риги Андрис Америкс на волне этого скандала в декабре ушел в отставку. Тоже, кстати, не признав вины. Теперь взялись за Ушакова.
У этой истории много аспектов. Скинуть Ушакова представители так называемых латышских партий хотят давно. Сейчас, когда действующий мэр наиболее слаб, появилась реальная возможность это сделать.
На выборах победить не удается — можно попытаться их обойти. Министерство по делам регионального развития сейчас готовит очередной законопроект, чтобы отправить в отставку «неблагонадежного мэра».
Первая попытка, когда законопроект был состряпан за три дня по требованию Национального блока, провалилась — документ оказался слишком сырым и неграмотным. Однако обозначился нехороший симптом. «Все животные равны, но некоторые равнее» — знаменитая фраза из «Скотного двора» Джорджа Оруэлла оказалась актуальна как никогда. Фемида слепа и должна относиться ко всем одинаково. В случае «Согласия» это, похоже, уже не работает. Ушакова хотят убрать любой ценой. Цель поставлена, и в ход идут любые средства.
По делу Rigas Satiksme Ушаков не имеет никакого процессуального статуса. Он даже не свидетель. Тем не менее обыски могут быть использованы как повод для того, чтобы заявить о выражении ему недоверия.
«Если обыскивают, значит, что-то с ним не так», — вот какая аргументация сегодня в ходу на высоком политическом уровне. Доказательства, как показывает практика, уже не так нужны.
Неизвестно, останется ли Ушаков мэром Риги. Очевидно, что противостоять такому катку ему будет очень непросто. Но у него, конечно, есть козырь в рукаве, если ситуация станет совсем безнадежной: он, наверное, на сегодняшний день единственный в Латвии политик, который может вывести людей на улицы. Эксперты считают, что за Ушакова в случае необходимости выйдет около 100 тысяч человек.
В любом случае, мэра Риги ждут нелегкие времена. Если ему удастся продержаться на посту до выборов 2021 года, то это уже можно будет считать подвигом.
Впрочем, все это дела преходящие. А главный вопрос — случись что, кто позаботится о думских котах Мурисе и Кузе? У них ведь, в отличие от политиков, нет дорогих адвокатов…