В Латвии среди пользователей соцсетей разгорелся скандал на фоне того, что диспетчера и машинисты компании ViVi общались между собой на русском языке. Случайный пассажир услышал разговоры сотрудников железной дороги и опубликовал об этом пост на своей странице, где некоторые комментаторы предложили собирать подписи за то, чтобы добиваться увольнений за незнание госязыка.
«Мне удалось подслушать (непреднамеренно) переговоры диспетчеров и машинистов ViVi. Угадайте, на каком языке происходит всë общение?» —спрашивает пользователь Марис Алкснис в социальной сети.
Автор публикации утверждает, что все разговоры проходили не на государственном языке.
В свою очередь представители движения «дерусификации» подняли волну возмущения, в частности, один из их неформальных лидеров — латвийская поэтесса Лиана Ланга.
«Рабочим языком на железной дороге должен быть государственный язык, это вопрос национальной безопасности! Не имеет значения, какой язык в семьях сотрудников», — обратилась к представителям ViVi поэтесса.
Однако тут же, в соседнем посте, раскрываются наиболее вероятные радиочастоты, на которых идут переговоры между машинистами и диспетчерами по внутренней связи. Видимо, чтобы их мог подслушать не только случайный пассажир, но и любой желающий с соответствующей аппаратурой. Но по логике самой Ланги получается, что лучшая мера безопасности не секретность, а общение на госязыке. Даже если его кто-то и перехватит, то такой «шифр» вероятный противник уж точно не вскроет.
Со стороны дерусификаторов звучат и вспыльчивые предложения провести проверки среди железнодорожников, наподобие тех, что устроили школьным учителям
«Официальный язык железной дороги — русский! Пора это менять! Будет освобождено много рабочих мест!» — пишет пользователь Иво Зирупс, нарочито игнорируя тот факт, что железная дорога с момента ее создания в странах Балтии в XIX веке развивалась благодаря русским. Раньше в Латвии даже образование железнодорожника нельзя было получить, приходилось ехать учиться в Россию.
Однако находятся и здравомыслящие люди, которые понимают весь абсурд данной ситуации.
«Это был бы номер, если бы они говорили на языке, который не очень хорошо понимают. Как это повысит безопасность движения?» — заступился комментатор.
«Даааа, начинайте собирать подписи за увольнение машинистов, не говорящих на латышском. Всюду будем ходить на своих двоих», — сыронизировал один из пользователей.
Адекватные жители Латвии отмечают, что увольнение русскоязычных сотрудников нанесет серьезный урон по отрасли, обеспечивающей перевозки по всей стране. Комментаторы добавляют, что готовить новых специалистов долго и дорого, возможно, даже труднее, чем проложить железную дорогу. Хотя и вряд ли дороже, чем построить Rail Baltica.
Ранее в Латвии объяснили провал проекта Rail Baltica.