30 лет великому обману: Латвия отмечает юбилей объявления русских «вторым сортом»
Юрий Алексеев
Сегодня в Латвии большой юбилей. Ровно 30 лет назад, 15 октября 1991 года, Верховный совет Латвийской Республики принял постановление «О восстановлении прав граждан и основных условиях натурализации». В этот день всех жителей страны поделили на «белую и черную кость»: граждан и неграждан.
Что это было: решением Верховного совета автоматическое гражданство в новообразованной свободной Латвии предоставлялось всем гражданам Первой Республики на момент июня 1940 года (начала «советской оккупации»), а также прямым потомкам этих граждан. Всем остальным «понаехавшим» после 1940 года было сказано: вы тут никто и звать вас никак.
Что это значило конкретно?
Радикальное поражение в политических и экономических правах примерно 40% населения страны, в основном русского.
Негражданин терял возможность избирать и быть избранным на муниципальных и государственных выборах. Негражданин не имел права занимать должности в государственном и муниципальном управлении и вообще быть каким-либо чиновником или директором государственного предприятия. Негражданин был сильно ограничен в профессиях.
Список таковых профессий насчитывает более 200 позиций вплоть до смешного: негражданин не может работать даже аптекарем. А вдруг отравит?
Ну и главное на тот момент.
Неграждан ограничили в праве приватизировать землю, инфраструктурные объекты, доли в госпредприятиях. Короче, запретили приватизировать все хоть сколько-нибудь ценное.
А ценного тогда в Латвии было очень много. СССР с 1945-го по 1991 год щедро понастроил в стране заводов, портов, электростанций, сельскохозяйственных комплексов. Было много чего «поделить» между собой и рассовать по карманам.
Небольшая предыстория. «Песенные революции» по окраинам СССР начались еще в конце 1980-х. В каждой из будущих «республик свободных» образовались так называемые «народные фронты». Крикливые, сильно прогрессивные, критикующие «тоталитарный СССР — тюрьму народов».
И в самой России таковых было хоть отбавляй, начиная со Съездов кинематографистов и заканчивая Съездами народных депутатов СССР.
Образовался «народный фронт» и в Латвии. Собирал многотысячные митинги, демонстрации. Кричал в микрофоны о «свободе», пел песни, танцевал... 99% участников этих мероприятий были по национальности латышами. А те, кто ими не был, осторожно прислушивались: о чем эти «песенники» там поют?
Пели же они очень сладкие песни. Мы все сейчас как один народ — латыши, русские, украинцы, белорусы, евреи, татары (Латвия исторически многонациональная страна, в ней по переписи более 120 национальностей), ка-а-ак начнем строить свою свободную республику! Ка-а-ак заживем богато и жирно!
Зарплаты у нас будут, как в Германии, пенсии — как в Швейцарии, а образование — как в Оксфорде! Весь мир нам будет открыт!
Русские, идите к нам, мы будем едины! Поборемся за «нашу и вашу свободу»!
Примерно такие же песни, к слову, пели украинцы 7 лет назад на киевском Майдане.
И кто-то из наивных русских Латвии действительно тогда поддержал стремления «свободного латышского народа». Особенно после 12 июня 1990 года, когда Верховный совет РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР».
То есть русские обозначили, что их собственная РСФСР уже сама начала выход из СССР. А если уж сама Россия выходит из СССР, то у нас-то других вариантов как бы и нет. Не ехать же из Риги в Москву спасать СССР, когда сама Москва из СССР уже выходит. Может, теперь лучше поддержать латышей?
И вот наступил август 1991-го. Путч, ГКЧП, в Москве танки, на улицах протесты. Ельцин на броневике...
Латышский Народный фронт в эти дни сидел тихо, как мышка. Никаких песен-плясок-демонстраций. Все тогдашние политики круглыми глазами таращились на «Лебединое озеро» по ТВ и гадали, надо быстро бежать за границу сейчас или через полчаса.
Дождались: Ельцин победил, ГКЧП арестовали, СССР — все. Вот тогда и началось всенародное ликование. Как в Латвии, так и на всех национальных окраинах великой распавшейся страны.
Примерно месяц латыши пили-гуляли напропалую, вся страна пела и плясала: Россия в очередной раз подарила им независимость на халяву. А потом, опохмелившись, собрали Верховный совет, избранный еще при СССР, и стали решать, как жить дальше в свалившейся на них «свободе». Работы там было — непочатый край. Начиная от написания новой Конституции и заканчивая инструкциями по подметанию улиц.
Но первый вопрос, который они принялись решать в те развеселые дни, был именно этот: как поскорее поделить народ своей страны на «граждан» и «неграждан».
На белую и черную кость. То самое Постановление ВС ЛР от 15 октября 1991 года. Важнее вопроса у них тогда не было. Приняли и опять спели и станцевали на радостях.
Я прекрасно помню дикую фрустрацию 30 лет назад у латвийских русских (татар, евреев и прочих нелатышей). Как же так, латыши, мы же вас поддержали, мы хотели вместе строить свое интернациональное свободное государство, вы же нам обещали, вы же нас призывали...
Все, что мы вам обещали, забудьте, сказали латыши. Теперь это государство — государство победивших латышей. А не нравится — чемодан-вокзал-Россия.
Я изначально не был столь наивен. Я — наполовину латыш, я тот самый прямой потомок граждан Первой Республики, мой дед был латышским стрелком, который добровольно пошел в 1915 году воевать на Первую мировую за царя-батюшку, и воевал героически. Лично меня Постановление от 15.10.1991 никак не коснулось. Я получил гражданство ЛР по крови — на тарелочке с голубой каемочкой.
Но я знаю латышский язык, у меня масса «голубых кровей» — латышских родственников, я с ними в конце 1980-х плотно общался «на кухнях».
И уже тогда я предупреждал своих русских друзей, которые наивно поддержали латышей в их стремлении к «свободе»: не верьте, латыши вас кинут, они сейчас на митингах сладко поют про «единый народ», а как дорвутся до власти, так запоют совсем другое.
Так и произошло — обманули. И потом даже весело посмеялись: вы что, русские, нам реально поверили? Ай, какие глупые эти русские!
Что важно в сей ситуации: ничего личного. Сами латыши ничуть не против наличия русских в их стране. Пусть себе живут, работают таксистами, дворниками, продавцами в супермаркетах. Выучат латышский язык и работают.
Кто-то же должен улицы подметать? Ну не мы же, титульная нация! Нам в 1991 году Господь предписал этой страной управлять, пилить бюджеты, заседать в советах директоров...
И на бытовом уровне между русскими и латышами нет и не было никаких конфликтов-разборок. Добрые соседи, хоть и ментально разные...
Но в начале 1990-х латыши русских реально «кинули». И причина тому была чисто шкурная.
На рынке приватизации вдруг оказалось огромное советское наследство, а сами понимаете, на одного делить активы гораздо проще, чем на двоих.
Латыши — они хитрые и прижимистые хуторяне по своему менталитету. Они умеют делить «правильно». На одного.
А в остальном — ничего личного. С праздником, латыши!