Ультраправая Эстонская Консервативная народная партия (EKRE), известная своей русофобией, разместила предвыборную рекламу на русском языке в Нарве. Похоже, они там хотят собрать хоть сколько-нибудь избирателей, хоть двоих или троих.
Для тех, кто не в курсе: Нарва — исторически русский город еще со времен Ивана Грозного. За нее долго бились с русскими всякие ливонцы, шведы и прочие поляки (они до нее так и не дошли).
Потом Петр I поставил на Нарве точку.
После Северной войны Нарва окончательно стала российским городом, причем присоединилась к Петербургской губернии.
Эстонцы во всех этих войнах не участвовали. Поскольку такого народа, как «эстонцы», в те времена вообще еще не было.
По данным Департамента статистики на 1 января 2021 года, в городе проживали 53 тысячи человек, из них граждан Эстонии — 47 процентов, лиц без гражданства — 15 процентов, а (внимание!) граждан России — 36 процентов. Этнических эстонцев в Нарве — менее 4 процентов.
Абсолютно русский город. В соседнем Пскове больше вероятности услышать эстонскую речь, чем в Нарве. Можно только гадать, из каких соображений большевики подарили Нарву маленькой, но очень гордой Эстонской Республике. Впрочем, большевики весьма щедро разбрасывались исконно русскими территориями в пользу национальных окраин. Даже Крыма не пожалели.
В Эстонии сейчас разгорается предвыборная борьба: 17 октября муниципальные выборы. На 31 место в городском собрании претендуют аж 256 депутатов, 8,3 кандидата на одно место — максимум по стране.
И там есть за что повоевать.
Во-первых, Нарва — третий по количеству населения город страны. Во-вторых, а это главное, при СССР там был построен Энергетический комплекс Нарвских электростанций на горючих сланцах, питающий электричеством всю Эстонию (95 процентов энергии). А это налоги, это большой бюджет. Причем бюджет «железобетонный» — предприятие, продающее электричество всей стране, это вам не копейки с малого бизнеса вышибать в каком-нибудь селе на 500 жителей, включая коров. Тут деньги серьезные.
Потому именно муниципальные выборы в Нарве всегда были очень драматичны.
Пожалуй, на душу нарвского населения эстонские политики вливали более всего предвыборной рекламы.
Дело в том, что если в выборах в Парламент могут участвовать только граждане Эстонии, коих в Нарве меньше половины, то в муниципальных выборах — все имеющие долгосрочный ВНЖ, даже российские граждане, которые только вчера еще голосовали за «Единую Россию» на выборах в Госдуму.
Вливание денег в политическую рекламу в Нарве, честно сказать, было «не в коня корм». Русские жители Нарвы, коих там 96%, всегда выбирали «сердцем». Они не читали предвыборных программ (эстонский язык — сложный язык), они не пялились на предвыборные шоу.
Они просто по-русски глядели, какая из партий менее русофобская и в какой больше русских фамилий.
На прошлых выборах в Нарве с огромным отрывом победила Центристская партия — 23 места из 31. На позапрошлых — 20. Центристы — не то чтобы совсем русская партия, она, так сказать, «всехняя» — и нашим, и вашим. Ну, хоть что-то, других нет... «Единая Россия» в Нарве пока еще не участвует в выборах, а то бы победила она.
За нарвский муниципальный бюджет на предстоящих выборах борются аж 6 партий. Весьма трогательно смотреть на «первые номера» в их списках. От Центристской партии — Михаил Стальнухин, от Eesti 200 — Наталья Умарова , от Elagu Narva — Алексей Евграфов, от «Народного союза» — Александр Майоров... И даже от EKRE (партии эстонских националистов) — Янек Одинец. Вы там заметили эстонские имена-фамилии?
Скажу более: суровая русофобская партия EKRE, которая принципиально никогда не говорила по-русски, настаивая, что русские должны знать эстонский язык чуть ли не под угрозой расстрела, «оскоромилась» — разместила в Нарве рекламу своих кандидатов на русском языке.
Ну и тут же получила «ответку»: один бдительный гражданин (по-видимому, из 4 процентов живущих в Нарве эстонцев) написал на них заявление в языковой департамент, дескать — нарушение! По-русски агитировать — нельзя!
При том, что партия EKRE как раз и была первым заводилой в изгнании русского языка отовсюду: из школ, с радио-ТВ, из рекламы-агитации.
Партия EKRE сейчас оправдывается: не доглядели, дескать, вырвалось, очень хотелось донести до этих русских свои идеи... Но, как говорится, за что боролись...