Пятая колонка Пятая колонка

Как будут убивать вашу промышленность: памятка белорусам

На днях объявил о полном и окончательном банкротстве последний монстр советской индустрии в Латвии — Рижский вагоностроительный завод (РВЗ). Да вы его наверняка знаете: электрички с гордыми латышскими буквами RVR до сих пор кое-где катаются по территории бывшего СССР. Расскажу, как он умер. А заодно расскажу, как умерли гиганты латвийской промышленности — ВЭФ и РАФ.

Как умер РВЗ

В начале 1990-х в Латвию пришла «независимость» и вместе с нею — полный дикий жирный капитализм. «Рижская вагонка» тогда чувствовала себя вполне неплохо. У этого предприятия был огромный задел на будущее, просто фантастический.

Кто занимался бизнесом, тот знает, что главное в бизнесе — лояльность клиентов, чтобы купившие у вас какую-то вещь «зависли» на ваших товарах-услугах надолго. А вот представьте: у вас есть такой бизнес, который автоматом обеспечивает лояльность ваших клиентов на полвека…

И РВЗ имел таких клиентов на территории с населением в 300 миллионов! Электрички с буквами RVR на морде до сих пор еще кое-где катаются по всей территории бывшего СССР.

Дело в том, что подвижной состав железных дорог имеет срок службы 30–50 лет. Да, именно так, ЖД — очень консервативный вид транспорта. Но каждые 5 лет вагоны требуют среднего ремонта, каждые 10 — капитального. Каждые 20 — модернизации.

Сварочно-сборочный цех на РВЗ / Фото: russkije.lv

А куда клиент пойдет ремонтировать свою обветшавшую электричку? Да к производителю, конечно! Тем более что для этого не надо совершать каких-то сложных манипуляций. Подцепил пару-тройку требующих ремонта поездов к тепловозу (хоть в Москве, хоть в Ташкенте, хоть во Владивостоке) — и через неделю они уже в Риге, и над ними колдуют опытные мастера от производителя. Меняют колесные пары, моторы, обновляют салоны… Это вам не «дядя Вася» в провинциальном депо с кувалдой и ломом.

И да, первые годы латвийской независимости у РВЗ не было проблем с заказами. Новые электропоезда бывший СССР закупать перестал, денег не стало. Но зато увеличились заказы на ремонты. Ремонты — дело верное, клиент деньги платит — куда ж он денется? Но на ремонтах нельзя жить вечно: можно долго латать штаны, но приходит момент, когда их пора менять на новые…

И вот в 2010-х для РВЗ наступил момент, когда заказов на ремонт почти не стало. Штаны износились окончательно. А что было взамен у РВЗ новенького? Да ничего! От слова вообще! 

Дело в том, что начале 1990-х РВЗ отдали на приватизацию с той мыслью, что придут «эффективные менеджеры», которые «разовьют латвийский железнодорожный гигант» до космических высот. Отдали за копейки. Иностранцам…

А «эффективные менеджеры» первым что сделали — упразднили конструкторское бюро, которое рисовало на своих кульманах новые проекты электричек. Зачем им инженеры-конструкторы? Они только даром хлеб едят!

А зачем им производительные цеха? «Эффективные менеджеры» снимали сливки с ремонтов. А заодно, сокративши территорию завода за счет производительных цехов, отдали ее в аренду под склады-магазины-бани с девочками. С чего тоже имели прибыток. Изрядный. 

И вот теперь тема «эффективности» этого менеджмента окончательно исчерпалась. Последние жалкие остатки великого РВЗ на днях банкротировали.

Вы будете смеяться, но по территории современной Латвии ездят электрички — самые древние во всей Европе, а возможно, и в Азии. Те самые — RVR. Сто раз латаные-перелантаные, с десятью слоями краски на боках, произведенные еще в 1970-х годах. А богоспасаемая Латвия сейчас проводит «конкурс» на закупку электричек-трамваев на Западе. Страна/республика СССР, имевшая свой профильный огромный завод!

РВЗ сейчас / Фото: urban3p.ru

***

Обратный пример. В Минске есть такой завод — «Белкоммунмаш». Там было все наоборот. При СССР это городское коммунальное предприятие занималось текущим ремонтом городских трамваев-троллейбусов. Меняло сиденья, порезанные хулиганами, сгоревшие лампочки в фарах… А в конце 1990-х оно начало производить! Сначала — троллейбусы, потом — трамваи. Из обычной городской ремонтной мастерской это предприятие стало производителем!

Сейчас их техника уже катается по 40 городам России и других стран; сам ездил в Питере на «белкоммунмашевском» троллейбусе — хороший троллейбус. А в самих Минске/Гомеле/Витебске других-то и нет. Я не видел…

Троллейбус «Витовт» завода «Белкоммунмаш» / Фото: transphoto.org

Я бывал на «Белкоммунмаше» 4 раза. Первый раз в конце 1990-х, последний — в конце 2010-х. Своими глазами видел, как растет это предприятие. Трудно, напрягаясь, но растет… В этой жизни ничего не бывает просто. В современной жизни так: если ты — покупатель, тебя оближут со всех сторон, только плати деньги. Если ты — производитель, то тебя всегда и везде захотят убить.

Делайте выводы, братья белорусы.

Продолжение следует. Там я расскажу, как в Латвии убивали ВЭФ и РАФ. В назидание...

Антироссийская оппозиция загоняет Лукашенко в ловушку Майдана / Оперштаб
Антироссийская оппозиция загоняет Лукашенко в ловушку Майдана / Оперштаб

Статья доступна на других языках:
Читайте также
20 февраля 2019
Дореволюционная Рига была одним из крупнейших промышленных центров России, Европы и мира. Российская империя развивала в Риге высокотехнологичное индустриальное производство: Русско-Балтийский электротехнический завод, телеграфный завод «Проводник», первое в России авиастроение и легендарные автомобили «Руссобалт».
25 августа 2020
В прошлом своем рассказе я на пальцах объяснил, как умер Рижский вагоностроительный завод. Теперь расскажу, как убили гигант электронной промышленности Латвии — ВЭФ.
10 июля 2017
После распада СССР экономические пути Беларуси и Прибалтики оказались противоположны: Беларусь сохранила и модернизировала советское индустриальное наследие, страны Прибалтики всю свою крупную промышленность потеряли.
28 апреля 2020
Промышленные мощности Латвии, доставшиеся ей после выхода из СССР, были разрушены по политическим мотивам, считает экономист, профессор СПбГУ Николай Межевич.