Латвия отреклась от России и Победы и страдает комплексом неполноценности
Юрий Алексеев
Латышские националисты, коих в Латвии большинство, вот уже месяц бурно обсуждают в своем Сейме поправки к закону «О безопасности публичных развлекательных и праздничных мероприятий». Их суть — полностью запретить использование символики СССР на публичных мероприятиях.
То есть если раньше в Латвии находились под запретом главные символы СССР — флаг, гимн, серп и молот с пятиконечной звездой, — то теперь в новые «поправки» латышские националисты хотят включить все атрибуты силовых структур СССР: погоны, кокарды, шевроны, прочие элементы советской формы.
Вот у меня хранится, например, потертая фуражка офицера советской армии, которую я с гордостью носил в начале 1980-х. Храню как память о своих лейтенантских годах. Так теперь, если я ее надену на улице, это уже будет преступлением. Хранить ее пока еще можно.
***
Зачем они это делают?
А я скажу, зачем. У малых народов Европы, вроде латышей, есть проблема вселенского масштаба. У них нет Великой истории. Вернее, так: у латышей Великая история таки есть.
Та самая история, в которой батальоны латышских стрелков-добровольцев стойко сражались с немцами в Первую мировую. Мой латышский дед Густав бил немцев в 1915–1916 годах, был ранен, был травлен хлором (немцы в Первую мировую применяли против латышских частей Российской империи химическое оружие). Крутой был у меня дед...
Мой латышский дядя Артур во Вторую мировую сражался в составе Красной армии с гитлеровцами, тоже добровольцем пошел на фронт. Вернулся с фронта — майор, командир разведбата, грудь в орденах, весь израненный, но крепкий и веселый. Победитель! Крутой был у меня дядька…
Но! Это современные латышские националисты из истории своего народа вычеркнули: как бы ничего и не было.
Вычеркнули они из истории латышского народа все реальные подвиги лучших его представителей, которые двигали военное дело, науку, культуру, цивилизацию вместе со своим великим соседом и партнером — русским народом (а таковых латышей было немало).
Это всё — вычеркнули. А что тогда осталось?
А осталось только одно: стоны о «страданиях при оккупации» и бесславный «подвиг» латышских легионеров СС, воевавших за Гитлера. Собственно говоря, и великий украинский народ (который по численности раз в тридцать больше латышского) тоже пошел по аналогичному пути. Он тоже сейчас придумывает легенды, как великоукры выкопали Черное море, и славит вонючего Бандеру, вычеркнув из своей истории тысячи великих украинцев — Героев Советского Союза, генералов, маршалов, миллионы настоящих героев, победителей нацизма…
***
Теперь расскажу смешное. Восемь лет назад лучшие латышские искусствоведы, ученые, специалисты сотворили обширный документ под названием «Канон Культуры». Там они собрали 99 лучших культурных достижений латышского народа (народные традиции, литература, живопись, архитектура, музыка, театр, кино…) со времен Адама и Евы. И свели их в один список. Презентовали ТОРЖЕСТВЕННО!
Я, человек занудный и дотошный, положил эти 99 «величайших достижений латышского народа» на временну́ю шкалу. И знаете, что я обнаружил?
Что всего за 46 лет нахождения латышского народа под «советской оккупацией» им, латышским народом, было сотворено аж 40% величайших достижений в области культуры. СОРОК ПРОЦЕНТОВ!
То есть за всю многотысячелетнюю историю существования у латышского народа был такой краткий счастливый период в 46 лет, когда он, латышский народ, рванул от лаптей в Космос — сотворил аж 40% своих величайших культурных достижений. Ни до, ни после у латышей такого культурного взлета не было и близко.
Я все это подсчитал и опубликовал подробную статью с цифрами... Скандал был страшный. Как же так, «мучимые оккупацией» латыши никогда так не расцветали в культурной области, как в эти «кровавые годы»? На меня набросились все известные и неизвестные мне латыши, рвали на части, я купался в ненависти латышских националистов…
Я им: товарищи, я не виноват, я — просто тот «козленок, который умел считать до десяти». Это же не я придумал ваш злополучный «Канон Культуры», это вы сами, ваши искусствоведы… А я только подсчитал в процентах…
— Пропади ты пропадом, русский империалист!
А еще я подсчитал, что за последние почти тридцать лет Второй (европейской) Латвийской Независимости у латышского народа культурных достижений практически не случилось. Несмотря на полную свободу самовыражения, которую в СССР якобы «запрещали». Что им обиднее всего.
Забавно: после моей статьи, где «козленок сосчитал до десяти», эпохальный «Канон Культуры», которые пафосно презентовали во всей стране и мире, вплоть до ЮНЕСКО, как-то очень быстро забыли. Как бы его и не было. Вот уже восемь лет про него ничего не слышно. Подсчитали — прослезились, ага...
***
И теперь самое смешное и классическое. Профессор известного латвийского вуза Сандра Вейнберга, гуляя по Риге, вдруг заметила памятник Пушкину. И назвала его «нелепым, унизительным и неуместным» для Риги. По этому поводу в латвийских интернетах возникло бурление фекалий — а не снести ли его?
И ничего тут для меня удивительного. Для меня это — клиника.
Чудовищный комплекс малого народа, которому нечем заменить пустоту, образовавшуюся после насильственного «отключения» от большего народа, с которым у него была связана его реальная Великая история.
Ну снесут они памятник Пушкину. А взамен-то кого поставят? Нет у них без России/СССР ни героев, ни науки, ни промышленности, ни даже толкового «Канона Культуры». А что у них есть без СССР? Только легионеры СС. Уже тридцать лет они их усиленно пытаются героизировать. Получается не очень. Мешает «символика» — орел со свастикой на рукаве эсэсовской формы. Которая, в отличие от советской символики, после 9 мая 1945 года стала в мире, мягко говоря, непопулярной. А кроме этой символики, у латышей ничего нет.
И душит их жаба...